Центр Статус-Свобода

                Центр "Статус-Свобода"

Мы Всегда готовы Вам помочь! Позвоните сегодня: +7 (926) 205-87-28


<< Назад     Содержание     Вперед >>

Глава II

§ 2.2.
Условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию отношений
          субъектов политической деятельности

§ 2.2. Условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию отношений
          субъектов политической деятельности

Оптимизация, как общенаучная категория, метод и процесс заключается в нахождении наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции или функционала, характеризующих состояние системы, или выбор наилучшего варианта из множества возможных. Виду того, что отношения субъектов политической деятельности являются сложноорганизованной, зависящей от множества факторов, и сложносовмещенной, преследующей формально разные, но координированные цели системой, определить обобщенную функцию или функционал, интегрально и полно характеризующий данные отношения, который может принимать наибольшие или наименьшие значения, на сегодняшний день не представляется возможным. В связи с этим в психологических и акмеологических исследованиях принято расширенное толкование оптимизации, как процесса повышения общей эффективности при приемлемых психоэнергетических затратах.

В процессе оптимизации вырабатывается оптимальный тип (вариант, способ, механизм и т.д.) - наиболее эффективный в существующих условиях, дающий больше прибыли, выше результаты.

Процессы оптимизации в большинстве своем связаны с управлением - будь то экономические системы, топливно-энергетический комплекс или трудовой коллектив. В каждом случае процесс оптимизации предполагает разработку и внедрение новых управленческих принципов, схем и методов. Это отчетливо проявилось в тематике и направленности диссертационных исследований. При этом взгляды на процедуры оптимизации при их общей направленности были различными.

Гусева А.С. целью оптимизации (применительно к задачам гуманитарно-технологического развития госслужащих) считает обеспечение наилучшего состояния субъекта и его деятельности, управление этим состоянием максимально эффективными средствами. Наилучшее состояние деятельности, в первую очередь, рассматривается ей с точки зрения высокой продуктивности и нормальных психоэнергетических затрат.

По мнению Деркача В.И., оптимизация управленческой деятельности связана с ее акмеологическим сопровождением и акмеологическим сопровождением функционирования управляемой системы. При этом акмеологическое сопровождение рассматривается, как целостный и непрерывный процесс изучения и анализов, формирования, развития и коррекции всех элементов "человеческой составляющей" управляемой системы.

Михайловский В.Г. процесс оптимизации связывал, в первую очередь, с созданием оптимальной системы всесторонней подготовки и профессионального становления специалистов, выполняющей следующие взаимосвязанные функции: преподавание и обучение; воспитание как личности; развитие творческих способностей; формирование опыта; непрерывность повышения профессионализма.

Лаптев Л.Г. большое внимание уделяет оптимизации управленческой деятельности. Оптимальное управление в этом случае рассматривается, как деятельность руководителя по выполнению управленческих функций в соответствии с критериями оптимальности. Оптимальные управленческие функции включают в себя эффективные алгоритмы и технологии управленческой деятельности, соответствующие им умения, навыки и качества. Были выделены интегративные, частные и детальные критерии и показатели оптимальности, в основном характеризующие акмеологическую систему продуктивной деятельности.

Системотехнический взгляд на оптимизацию управленческой деятельности (Бокарев В.А., Дмитриев А.П., Куренков И.С. и др.) предполагает достижение наивысшей интегративной или полной эффективности, наилучшего достижения поставленной цели.

Зазыкин В.Г. в концепции акмеологических инвариант профессионализма решает задачи оптимизации деятельности специалистов в особых условиях. Их деятельность, согласно данным представлениям, будет инвариантной, то есть независимой от экстремальных факторов, и эффективной, если в процессе развития профессионализма формируются основные акмеологические инварианты - высокий уровень антиципации и саморегуляции, умение принимать решения и устойчивость образной сферы.

Оптимизация отношений индивидуумов - это их психологическая перестройка. Такая "психологическая перестройка не касается изменения механизмов психических процессов, выработанных природой за долгую эволюцию человека… Психологическая перестройка (изменение психологии людей) - это изменение субъективной системы отношений данного человека к тем или иным явлениям действительности".

Понятие “оптимизация” применяется к сложным системам при планировании их развития с учетом динамики их развития и функционирования. “Оптимизация” неотделима от “развития”. Процессы оптимизации всегда сопровождали деятельность человека. “Оптимизация” = “усовершенствование”, переход на качественно новый уровень. Как только что-то создано (механизм, процесс, система), наступает стадия оптимизации. Причем люди оптимизируют только важные и актуальные для них явления. Все остальное прекращает развитие и отмирает. В связи с этим само наличие процесса оптимизации свидетельствует о важности того, на что он направлен.

Большинство исследований были главным образом сосредоточены на оптимизации структур управления и экономических процессов. Они мало учитывали интересы собственно населения. Так, например, многие правительственные и региональные программы в своих целях ставят главными задачами “повышение урожайности” или “совершенствование систем управления” и т.п. Тогда как главным фактором и целью управления, как государственного, так и регионального уровня, является повышение уровня жизни населения, безопасность и защита интересов личности. То есть, все разработанные ранее целевые программы декларируют отношение к людям как к “объекту” - неподвижному и управляемому. Они проистекают из одинаковости социального ожидания по отношению ко всему населению и поэтому малоэффективны, несмотря на их системность и сильную аналитику. Усилить эффект от реализации каждой из этих программ можно лишь поставив во главу угла потребности людей, изучить их и составить адекватное представление об их нуждах и желаниях и таким образом предвидеть их поведение, включить самих граждан в реализацию каждой из них. Это и будет отношением к гражданам как к субъекту.

Предположим, что цель программы “Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления” звучала бы как “повышение уровня жизни населения и реализация личностного потенциала граждан страны”, а декларируемая цель “совершенствование системы государственного и регионального управления” была бы одной из задач этой программы. Тогда сама структура программы и все вошедшие в нее исследования приобрели бы иное направление и, наверняка, претерпели бы серьезные изменения и стали более эффективны. При формировании субъект-субъектных отношений даже пассивная сторона воспринимается как участник совместной деятельности, а значит - как равноправный субъект. Когда профессиональные политические деятели начнут относиться к населению как к субъекту политической деятельности, изменится их отношение к этим людям, изменится и вся деятельность в целом. Политические деятели должны становиться все более и более профессиональными, и это главным образом относится к вопросам целеполагания, расстановки приоритетов деятельности, грамотного делегирования определенных ее участков. В связи с этим одной из главных задач на современном этапе В.В.Путин назвал “осмысленные действия, чтобы сделать нашу страну современной, мощной, имеющей перспективы”.

Актуальность оптимизации системы отношений субъектов политической деятельности объясняется тем, что от нее зависит их целеполагание, приоритеты в работе, принятие важных политических решений, осуществляемых выборов, что определяет ход реформ и развития общества.

Пассивность институтов гражданского общества во многом обусловлена невниманием к ним. Оптимизируется все, что угодно, кроме механизмов взаимодействия управляющей и управляемой подсистем (государственного управления и населения). Как следствие - малая эффективность предлагаемых управляющими структурами программ.

Способы взаимодействия, целеполагание и постановка задач являются отражением субъективной системы отношений субъектов политической деятельности. Поэтому перестройка этих отношений в соответствии с нормами Конституции и новыми требованиями демократического общества и рыночной экономики будет способствовать повышению эффективности принимаемых решений и разрабатываемых стратегических программ развития, и таким образом всей системы общественных отношений.

Необходимость оптимизации системы субъективных отношений людей связывается прежде всего с новыми требованиями окружающей действительности. В свою очередь объективная действительность выражается через реальные условия и факторы. В настоящее время созданы достаточно эффективные механизмы функционирования экономических систем, структур и механизмов работы федеральных и региональных органов власти. Их эффективное функционирование затруднено сложившимися стереотипами поведения и взаимодействия людей, которые, в свою очередь, являются выражением системы субъективной отношений личности. Следовательно, приведение субъективной системы отношений человека в соответствие с новыми требованиями экономического развития и государственного устройства позволит во много раз повысить эффективность последних.

Таким образом, чтобы оптимизировать политическую деятельность надо изменить социальное поведение людей для чего надо работать с существующей системой субъективных личностных отношений.

Оптимизация отношений может осуществляться на разных уровнях государственного и общественного устройства: на федеральном уровне Президент - Правительство - Население (Государство - Гражданское общество), на уровне субъектов Федерации (Центр - Регионы - Население), на межличностном уровне (непосредственное общение субъектов политической деятельности друг с другом). На разных уровнях должны использоваться разные средства оптимизации: одни будут направлены на повышение политической субъектности (и просто субъектности) граждан (это оптимизация системы субъективных личностных отношений); другие - на выработку способов совместной деятельности и взаимодействия субъектов политической деятельности (оптимизация отношений-связей через отношения-оценки); третьи, например, - на изменение отношений политических деятелей к населению (оптимизация отношений-оценок политических деятелей) и т.п. Соответственно, чтобы процесс оптимизации был эффективным, необходимо структурировать основные элементы и направления оптимизации, выделить их основные группы и разработать соответствующие им способы, научно-практические рекомендации по оптимизации отношений субъектов политической деятельности.

Первый элемент оптимизации отношений субъектов политической деятельности - изменение понимания субъекта и объекта политической деятельности; объекта управления. Уточнение "ролей" субъектов политической деятельности.

Второй элемент - оптимизация системы отношений ведущих субъектов политической деятельности - политических деятелей. Включает смену приоритетов, уточнение целей и задач управляющей подсистемы.

Третий элемент - оптимизация системы отношений всех остальных субъектов политической деятельности (то есть, потенциальных участников политической деятельности - "не политических деятелей"), с целью их активизации и повышения политической субъектности; повышение компетентности населения в сфере своих общих прав и обязанностей.

Процесс оптимизации может быть направлен на систему общественных отношений в целом (так как объектом управления является вся жизнедеятельность в государстве), на управляющую подсистему или управляемую подсистему.

Оптимизация - это функция управления, следовательно, здесь применимы все характеристики, принципы и технологии управления (менеджмента). Оптимизация отношений субъектов политической деятельности - это способ управления социальным поведением (суммой социально значимых поступков и осуществляемых выборов) субъектов политической деятельности с целью повышения эффективности политической деятельности (деятельности по преобразованию, укреплению и развитию государства и общества). Оптимизация отношений субъектов политической деятельности включает оптимизацию системы субъективных отношений личности как определяющую систему сознательных избирательных связей личности, оптимизацию отношений-оценок и отношений-связей субъектов политической деятельности.

При этом оптимизация отношений-связей между субъектами политической деятельности (повышение их прочности, двусторонности, взаимности), напрямую связана с оптимизацией отношений-оценок субъектами политической деятельности друг друга, самих этих отношений-связей и внешних объективно существующих обстоятельств - то есть, все это зависит от оптимизации системы субъективных отношений личности.

Психосоциокультурные технологии

Для эффективного осуществления оптимизации необходим алгоритм - последовательность определенных шагов, приводящих к поставленной цели, причем содержание (наполнение) этих шагов может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, а их суть при этом остается одной и той же.

Продуктивный алгоритм - тот, который быстрее и качественнее других позволяет нам достичь желаемой цели, учитывает максимальное количество условий и факторов влияния на достижение цели.

В данном случае целью оптимизации является формирование субъект-субъектных отношений как наиболее эффективных в политической деятельности.

Ранее было определено, что отношения-связи детерминируются отношением-оценкой и всей системой субъективных отношений личности. Таким образом, оптимизация отношений-связей и отношений-оценок не состоится без оптимизации системы субъективных отношений личности, включая самоотношение, которая (как было установлено в Главе 1 настоящего исследования) формируется на трех уровнях - психологическом, социальном и культурном.

Следовательно, при оптимизации отношений субъектов политической деятельности необходим продуктивный алгоритм, максимально учитывающий влияние на формирование отношений субъективных и объективных факторов на трех выделенных уровнях - психологическом, социальном и культурном. При этом воздействие должно осуществляться равномерно как целостный и непрерывный процесс, последовательно на все три уровня (или по всем трем), должно иметь системный характер, должно быть технологичным. С учетом всех перечисленных детерминант в настоящем исследовании в качестве продуктивного алгоритма разработана “Психосоциокультурная технология оптимизации отношений субъектов политической деятельности.

Вводимое понятие “психосоциокультурная технология” (далее в тексте - “ПСК технология”) имеет несколько составляющих. Каждая из них нуждается в рассмотрении.

Согласно "Словарю русского языка" С.И.Ожегова, технология есть "совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства". Энциклопедический словарь дает следующее определение технологии - "это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала и полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки - выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов".

Существует большое количество определений понятия "технология", из них можно вывести основные признаки присущие технологиям вообще, независимо от составляющей действий: 1) это совокупность (система) действий; 2) эксплицитное их описание. Таким образом, обобщая различные определения, можно вывести следующее определение технологии - это упорядоченная система действий по доведению исходного объекта до качественно нового (желательного) состояния для достижения определенных целей. Что корреспондирует с функциями оптимизации.

Предметом в настоящем исследовании, являются отношения субъектов политической деятельности. Они определяются на психологическом, социальном и культурном уровнях. Поэтому понятие ПСК технологии может употребляться в двух основных смыслах:

1) как совокупность психологических технологий (психотехнологий), социологических технологий, культурных технологий, используемых при оптимизации отношений;

2) как ПСК технология, учитывающая психологические, социальные и культурные факторы, влияющие на объект технологии (отношения субъектов политической деятельности), при оптимизации (доведении до качественно нового, желательного состояния) этих отношений.

При рассмотрении понятия в первом смысле следует определить каждую из трех технологий, составляющих совокупность.

Понятие психотехнологии введено в науку сравнительно недавно. Оно достаточно полно определено и рассмотрено в работе А.П.Ситникова "Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психологии". Вообще же, это технологии воздействия на индивидуальное сознание, алгоритмы анализа коррекции поведения людей, ориентированные на индивида; подразумевают собственно психологическое воздействие.

Социологические технологии - анализируют, диагностируют реальное состояние социальных общностей (социальных групп) с помощью конкретных социологических методов.

Существование и определение культурных технологий при анализе литературы не было выявлено. Тем не менее, современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Исходя из этого определения, можно вывести понятие культурной технологии как технологии аккультурации индивидов, то есть процесса планомерного, последовательного научения индивида думать, чувствовать, верить и действовать определенным образом, примерно одинаковым для целых групп. Символически такую технологию можно определить как упорядоченный процесс воспроизводства и передачи одним поколением другому ценностей, верований, норм, правил и идеалов с целью сохранения культуры. Очевидно, что такие технологии существуют и выражаются в определенных способах воспитания, формирования личности ребёнка, в процессе социализации личности. Они отличны друг от друга в различных культурных общностях и существуют в имплицитном виде.

При употреблении понятия "ПСК технологии" во втором смысле необходимо обратить внимание на следующее: всё, что существует в науке в настоящее время собственно технологией назвать нельзя, так как в этих разработках представлены лишь отдельные фрагменты (этапы) технологии - это либо диагностика реального состояния объекта, либо описание его желательного состояния по нескольким из параметров, иногда совокупность того и другого. Чаще всего отсутствует наиболее значимая часть технологической цепочки: описание целей, для достижения которых необходимо это желательное состояние объекта (если только оно само не является целью), и процесса (системы, совокупности действий) по достижению целей (желательного состояния). Кроме того, мы имеем дело со сложно организованными процессами, подверженными влиянию большого спектра факторов. Следствием этого является то, что применение к процессу регулирования отношений субъектов политической деятельности какого-либо одного узконаправленного подхода может привести к результату далекому от ожидаемого, либо вообще к отсутствию всякого результата. Поэтому необходим адекватный способ управления отношениями субъектов политической деятельности.

С учетом всего вышеизложенного адекватным можно считать комплексный, системный, технологичный подход, включающий учитывающий при работе три основных аспекта: психологический, социальный, культурный. Такое деление в большой степени условно. Под психологическим аспектом здесь понимается учет индивидуально-личностных феноменов в формировании определенного отношения (система субъективных личностных отношений). Социальный аспект, соответственно, - учет социально-групповых феноменов, влияющих на формирование отношений-оценок и отношений-связей людей. Культурный аспект (или уровень) подразумевает учет национальных, культурных особенностей, геополитического аспекта (довольно стабильных и трудноизменяемых факторов, постоянных на коротком промежутке времени) - это “коллективные представления”, “коллективные ценности”, ценностные отношения вообще (так как они трудноизменяемы и могут изменяться только в сторону усложнения и расширения, как будет показано далее).

Наглядно схему ПСК технологии можно представить в виде матрицы (см.: Таблица 4).
Схема-матрица ПСК технологии

Наполнение ячеек матрицы определенным содержанием (способами и методами) будет опосредовано конкретными целями применения ПСК технологии, то есть тем, с какой целью и на каком уровне требуется изменить то или иное отношение. При этом для формирования адекватных и оптимальных отношений на макросоциальном и социальном уровне, воздействие должно осуществляться равномерно, последовательно на все три уровня (или по всем трем), учитывая все влияющие на формирование отношений факторы. Такое формирующее (или коррекционное) воздействие должно иметь системный характер, должно быть технологичным.

В данном случае целью оптимизации является формирование субъект-субъектных отношений как наиболее эффективных в политической деятельности. Исходя из цели, задачи применения ПСК технологии могут быть следующими:

  1. формирование общественного мнения; формирование и внедрение в общественное сознание объединяющей идеи; снижение социальной напряженности (культурный уровень ПСК технологии);


  2. рост личной активности граждан, адаптация их к новой социальной реальности - осознание себя субъектами политической деятельности, и других как равноправных субъектов (социальный и психологический уровни);


  3. осознание и преодоление барьеров недоверия друг к другу, формирование субъект-субъектных отношений между субъектами политической деятельности; формирование навыков управления процессом создания и регулирования отношений (психологический уровень).

Основное внимание здесь следует уделить второму и третьему пунктам, так как решение обозначенных задач способствует достижению главной цели. То есть, оптимизация системы субъективных личностных отношений позволит преобразовать характер отношений-связей субъектов политической деятельности и сформировать субъект-субъектные отношения. Все перечисленные задачи взаимосвязаны и могут быть объединены в одну глобальную цель: воспитание полноценных субъектов гражданского общества, формирование гражданского общества посредством развития политической субъектности его членов, возникновение устойчивых гражданских социально-психологических ориентаций и социальной активности граждан.

Особенности применения ПСК технологий

Отдельно хотелось бы обратить внимание на следующие особенности ПСК технологий. Во-первых, при конструировании различных ПСК технологий практически невозможно использование экспериментов. Это объясняется следующими причинами:

а) Объектом ПСК технологий являются отдельные социальные группы или целые общности, которые, как любые сложные открытые системы, все время изменяются, то есть не находятся в статическом состоянии. Таким образом становится невозможным одно из главных условий эксперимента - одинаковость исходных состояний объекта при оказании на него разного рода воздействий в рамках повторных экспериментов.

б) Специфичность социальной ситуации при экспериментах. Допустим, что определенная социальная группа согласилась участвовать в эксперименте по применению к ней ПСК технологии. Поведение людей в такой ситуации может разительно отличаться от поведения в реальных жизненных условиях, так как ситуация оказывается изолированной от более широкого социального контекста. Кроме того, люди не чувствуют всей серьезности осуществляемых ими выборов, так как эти выборы не повлияют на их реальную дальнейшую жизнь вне этого эксперимента.

В другом же случае, когда испытуемые не знают о проведении эксперимента, сложность заключается в том, что приходится вводить их в заблуждение.

Таким образом, конструирование отдельных ПСК технологий возможно лишь в связи с применением их к различным реальным жизненным ситуациям социального взаимодействия, аналогичным по основным характеристикам социального бытия, воздействующим на индивидов. Подобно процессу уточнения ценностей у Вейлла, ПСК технология должна совершенствоваться и уточняться непрерывно в пространстве и во времени.

Во-вторых, использование ПСК технологии при формировании и управлении отношениями субъектов политической деятельности предполагает наличие управляющей подсистемы (субъекта, инициирующего оптимизацию отношений). Так как, социальным группам и общностям, как сложным системам присущи процессы самоорганизации, то, в определенные моменты времени, они становятся управляющими субъектами, опосредуя происходящими в них процессами дальнейшее развитие и конструирование ПСК технологий. В связи с этим большое внимание следует уделять такому элементу технологии как диагностика.

В-третьих, само по себе обозначение адекватного способа оптимизации отношений субъектов политической деятельности с помощью термина "технология" предполагает его эксплицитное описание. Но, в связи с вышеописанной сложностью и многофакторностью воздействия, в такой технологии обязательно будут участки, которые не могут быть безусловно описаны. Большое значение в этом смысле будет иметь задействование профессионалов и их непосредственное участие в разработке стратегии деятельности, конкретных мероприятий и принятии решений при формировании отношений субъектов политической деятельности.

В-четвертых, значительным, если не самым важным, фактором является само принятие решения об использовании ПСК технологии. В этом смысле велика роль политической воли руководства, управляющей подсистемы. Именно оно решает - оптимизировать отношения или нет; если да, то для достижения каких целей. Какова будет воля руководства, таково будет и развитие ПСК технологий.

Чтобы по предложенной матрице описать конкретную ПСК технологию надо работать с конкретной ситуацией взаимодействия субъектов политической деятельности. В настоящем исследовании целью является предложить общий, “рамочный” подход к формированию субъект-субъектных отношений, для этого можно поэтапно описать составляющие ПСК технологии, которые могут быть использованы в конкретных ситуациях оптимизации отношений субъектов политической деятельности.

Этапы ПСК технологии

Рассмотрим этапы ПСК технологии оптимизации отношений субъектов политической деятельности в соответствии с предложенной схемой-матрицей (см. таблицу 4 на стр. 145):

1 этап технологии - “Определение желательного состояния”. Желательным состоянием, или, другими словами, целью оптимизации для нас является формирование субъект-субъектных отношений в политической деятельности. В результате оптимизации отношений посредством ПСК технологии, повышается политическая субъектность граждан, формируются субъект-субъектные отношения как наиболее оптимальный и эффективный тип отношений в политической деятельности. Подробно субъект-субъектные отношения и все их характеристики на психологическом (А1), социальном (Б1) и культурном (В1) уровнях были даны автором в Главе 1 настоящего исследования.

2 и 3 этапы технологии - “Диагностика действительного состояния объекта”; “Определение степени рассогласования между желательным и действительным состоянием”. Действительное состояние отношений субъектов политической деятельности, их отличие от субъект-субъектных отношений (желательных) и все характеризующие ситуацию параметры рассмотрены в разделе 2.1. “Анализ реальных отношений субъектов политической деятельности, динамика и тенденции изменений”. Выделено, что часть граждан обладает развитой субъектностью, стремится к участию в политической деятельности; вместе с тем имеет место невысокая социальная активность населения, недопонимание со стороны управляющей подсистемы важности включения граждан в процессы преобразования и развития государства и общества, то есть недооценка их роли субъектов политической деятельности. Однако проведенное исследование позволяет сделать положительный прогноз в отношении развития политической субъектности граждан и субъект-субъектных отношений в политической деятельности в целом при условии применения конкретных способов (механизмов, мероприятий) оптимизации отношений и развития субъектности.

4 этап технологии - “Определение мер по минимизации рассогласования желательного и действительного состояния” отношений субъектов политической деятельности. Этот этап включает конкретные мероприятия по оптимизации отношений. В соответствии со схемой-матрицей технологии, мы будем рассматривать их на “психологическом” (А4), “социальном” (Б4) и “культурном” (В4) уровнях.

Итак, “психологический” уровень - это влияние системы субъективных отношений личности на формирование определенного типа отношений. При планировании и осуществлении конкретных мероприятий по оптимизации на этом уровне (А4), они будут направлены на индивидуальных субъектов политической деятельности (в соответствии с нашей классификацией субъектов в 1 Главе). Индивидуальные субъекты - это политические деятели (профессиональные и непрофессиональные) и потенциальные участники политической деятельности (граждане, “не политические деятели”). Следовательно, система мероприятий по оптимизации отношений на этом уровне будет иметь общую часть (относящуюся к системе субъективных личностных отношений индивидуальных субъектов политической деятельности в целом) и различные мероприятия для политических деятелей и других субъектов (для простоты назовем их так).

(Б4) Мероприятия связанные с оптимизацией отношений на “социальном” уровне будут направлены, с одной стороны, на коллективные субъекты политической деятельности - социальные группы и общности; с другой - на формирование оптимальных межличностных отношений при взаимодействии любых субъектов политической деятельности (как индивидуальных так и коллективных), формирование устойчивых социально-психологических ориентаций на внимание, уважение и доверие друг к другу.

(В4) Мероприятия по оптимизации на “культурном” уровне направлены на всех субъектов политической деятельности и на всю систему общественных отношений существующую на данной конкретной территории.

Различные мероприятия по оптимизации могут одновременно затрагивать все три уровня, особенно это характерно для (Б4) и (В4). Это воздействие на социокультурные факторы: общественное мнение, социальное настроение, ценностные ориентации и пр.

5 этап технологии - “Осуществление мер для достижения целей”. Подразумевает практическое применение описанных на 4 этапе мероприятий. Поэтому далее мы рассмотрим конкретные мероприятия, которые могут быть (или уже были) реализованы как важные компоненты формирования и преобразования отношений субъектов политической деятельности.

Пути и способы оптимизации

Представители гуманистической психологии подчеркивают самостоятельную ценность активности личности. С.Реншон успешно использовал теорию потребностей А.Маслоу для исследования проблемы демократии. Он исходил из того, что та система, которая удовлетворяет базовые человеческие потребности, может эффективно вовлекать в политическую активность своих граждан и рассчитывать на их поддержку. Одной из таких потребностей, важных для становления демократии, является потребность человека в участии, которая на психологическом уровне выражается в установлении личного контроля над ситуацией.

Задача формирования активной позиции, мотивации достижений, личной ответственности, всегда актуальная в профессиональной деятельности, приобрела особую остроту в современной России в ряде сфер профессиональной деятельности, в том числе и в политической. Вышеотмеченные качества связываются в современной психологической науке, в частности, в акмеологии с субъектной позицией личности, с субъектом деятельности. "Принцип субъекта, - как пишут К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, - является парадигмальным для акмеологии и выражает движение личности к совершенствованию", а категория "субъект" - "…обозначает то качество личности, при котором она целенаправленно и оптимально использует все свои психические, личностные ресурсы для решения профессиональных и жизненных задач".

Развитие субъектности, социальной активности человека можно осуществлять на разных уровнях, в том числе с помощью целевых групповых тренингов или при индивидуальном консультировании. Существует возможность через рефлексивный анализ сформированных в опыте субъектной активности умений саморегуляции, последующей отработки их в решении конкретной социальной задачи, произвести коррекцию неоптимальных стратегий, изменить модус активности, в большей степени сориентировать эту активность на поиск эффективных путей. Это может быть реализовано в регуляторно-ориентированном тренинге.

Так как не все люди обладают активной позицией, можно “активизировать” их с помощью индивидуального психологического консультирования, используя следующую общую схему активизации:

1. Установление эмоционально-доверительного контакта с клиентом.

2. Совместное уточнение проблемы: здесь психолог может использовать такие методы оценки ситуации самоопределения, которые не только понятны клиенту, но и помогают ему самому оценить свою ситуацию.

3. Совместное решение проблемы: психолог-консультант может использовать такие средства, которые позволят клиенту увидеть, как решается проблема, а по возможности и включиться в совместное ее решение.

4. Совместное подведение итогов работы.

5. Своевременное снижение активности консультанта, для того чтобы дать возможность клиенту самому решать свои проблемы, и не “давить” на него своим авторитетом.

По этой схеме суть активизации заключается в том, чтобы вооружить клиента средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах консультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, клиент постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы передается клиенту.

Условно можно выделить следующие основные задачи индивидуального консультирования: информационно-справочные, просветительские (повышение общей компетентности человека в вопросах субъектности и самополагания); диагностические (в идеале - помощь в самопознании), расширение “картины мира” (круга реальных объективно существующих возможностей), конкретные техники саморазвития, помощь в осознании своей субъектности (развитие веры в себя, свои силы, способности и возможности). Большое значение имеет также возможность получить от консультанта морально-эмоциональную поддержку, помощь в выборе и в принятии решения о дальнейшем развитии.

Каждая из этих задач может решаться консультантом на разных уровнях: вместо клиента (на первых этапах клиент занимает пассивную позицию); вместе с клиентом (предполагается диалог, взаимодействие и сотрудничество с клиентом); постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы.

Главной целью при индивидуальном консультировании является формирование у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), желания быть субъектом.

Рассматривая субъектогенетически ориентированную психологическую и психолого-педагогическую практику, А.С.Огнев отмечает, что “субъектогенез предполагает осознанное преобразование человеком своего личного опыта, выработку ответственного отношения к тому, что он сам производит”, оценку своих поступков “как деяния”, совершаемого в качестве субъекта. В практической политической деятельности осознание человеком себя как субъекта во многом зависит от характера тех отношений, которые возникают и существуют между ним и другими субъектами политической деятельности.

Воля к жизни, к социально значимой деятельности, обеспеченные гармоничными связями и отношениями между субъектами политической деятельности - условия и факторы самореализации субъектов политической деятельности.

Залогом оптимизации деятельности, ее сущностной характеристикой является всестороннее развитие профессионализма.

С одной стороны, повышение профессионализма в политической деятельности может рассматриваться напрямую как развитие профессиональных качеств конкретных политических деятелей - профессионализация политической деятельности. В политической психологии используется широкий набор методов коррекционно-развивающего воздействия и консультирования. Практика политического консультирования включает психодиагностику политического деятеля, анализ и коррекцию его публичного имиджа, разработку стратегии его взаимоотношений как с широкой публикой, так и собственными единомышленниками и аппаратом. Такая работа предполагает использование методов тренинга, организационно-деятельностных, деловых игр, а также применение паблик рилейшнз, разработку рекомендаций по эффективной политической коммуникации и др.

С другой стороны, в отношении оптимизации политической деятельности, понимаемой как деятельность по преобразованию, укреплению и развитию государства и общества, развитие профессионализма можно трактовать как адекватное определение каждым человеком своих возможностей в этой сфере, повышение правосознания, развитие профессионализма в своей конкретной трудовой деятельности. Это положение исходит из определения политической деятельности как сопровождающей (сопутствующей) всей жизнедеятельности человека - независимо от вида профессиональной деятельности личности, профессиональные достижения как конкретные поступки человека оказывают влияние на политическую деятельность, развитие государства и общества в целом.

Предложенная ранее в виде континуума типология отношений “субъект-объектные”→“субъект-субъектные”→“объект-субъектные” отношения одновременно может рассматриваться и как различные уровни отношений между управляющей и управляемой подсистемами, которые, качественно изменяясь в деятельности, переходят один в другой (иногда для изменения вполне достаточно изменения внутреннего отношения /позиции/ всего лишь одной из сторон).

Таким образом, при формировании отношения проходят следующие уровни:

“Нулевой уровень” -  отношения отсутствуют (их нет). Для констатации этого уровня достаточно того, что у одной из сторон отношений нет осознания того, что отношения есть.

“Уровень осознания” - формируются субъект-объектные отношения. В поле зрения “ни о чем не подозревающего субъекта” (см.: “нулевой уровень”) возникает активный субъект, который осуществляет некие действия, которые, так или иначе, затрагивают интересы неактивного субъекта.

“Уровень активизации” - активный субъект начинает вовлекать в деятельность неактивного субъекта. Неактивный субъект становится активным, и формируются субъект-субъектные отношения. Формирование субъект-субъектных отношений включает в себя следующие шаги: а) осознание неактивными субъектами политической деятельности наличия этих отношений - осознание личностью себя как субъекта политической деятельности, включенным в общественные и политические процессы и влияющим на них. Понимание того, что все поступки (действия и бездействие) так или иначе включены в политическую деятельность, что они влияют на макропроцессы и на других субъектов политической деятельности. На этом этапе личностью фиксируется наличие отношений с другими не только на межличностном уровне, но и в поле политической деятельности. Возникают отношения-связи субъектов политической деятельности; б) осознание личностью других людей как равноправных субъектов политической деятельности, имеющих свои интересы, цели и задачи, с которыми можно взаимодействовать (или не взаимодействовать) для достижения своих целей. - Это и будет уже возникновением субъект-субъектных отношений.

“Пользовательский уровень” - субъект, бывший ранее неактивным, помнит о некоторых выгодах своей прежней позиции (например, о возможности переложить часть ответственности на другого и т.п.), но он также усвоил и многие свои права и демократические нормы. К тому же у первого активного субъекта сохраняется стереотип “только своей ответственности”, который был приобретен на нулевом уровне формирования отношений и существует явный перевес в полномочиях (поскольку это все-таки управляющая подсистема). Когда все острые проблемы, из-за которых и затевалось взаимодействие, решены, и участие привлеченных ранее субъектов в деятельности не так уж необходимо, возникает ситуация объект-субъектных отношений. Управляемая подсистема продолжает предъявлять требования управляющей, а та, в свою очередь - продолжает на них реагировать. Иногда это нормальные требования по совершенствованию управления, а иногда “капризы”. В своем эмпирическом исследовании мы обозначали для респондентов этот тип отношений как “Полная ответственность, отчетность руководителя перед подчиненными в своих действиях, в принятии решений”. Здесь следует вспомнить, что оптимальным его считают лишь 12,5% от общего числа респондентов (ну очень пассивные люди).

Таким образом, с позиции участвующих субъектов можно выделить следующие стадии формирования субъект-субъектных отношений:

Субъект-субъектные отношения формирует та сторона, которая хочет видеть в других людях субъектов. Когда партнер по взаимодействию для нее важен (имеет ценность), важны его взгляды, идеи, потребности - он сам. Без мотивированного желания заниматься формированием субъект-субъектных отношений весьма сложно, практически невозможно.

Именно формирование взаимопонимания, учет интересов друг друга и всех субъектов политической деятельности, взаимовыгодные, партнерские, равные в психологическом плане - субъект-субъектные отношения - являются целью и средством любой политической коммуникации.

Представляется, что с помощью какого-либо узко специализированного изучения или какого-то конкретного исследования эту проблему вряд ли удастся решить. Также не существует и конкретного рецепта (технологии) для установления взаимопонимания в рамках одной научной школы. В связи с этим, одним из перспективных направлений современного гуманитарного знания становится задача разработки механизмов для установления "работающих отношений". И наиболее вероятно, что под эту конкретную цель произойдет слияние научных школ и направлений, которые будут заниматься преимущественно пониманием смыслов тех или иных поведенческих проявлений людей, прогнозированием дальнейшего поведения, производством технологий для устранения девиантного поведения и развития прогрессивных взаимовыгодных отношений между людьми. Понятно, что эти смыслы опосредуются множеством причин и факторов - начиная от индивидуально-личностного развития (включая историю зачатия и период внутриутробного развития) и заканчивая всей гаммой социально-экономических условий в контексте общественных отношений, в рамках которых происходят те или иные взаимоотношения индивидов.

Казалось бы, данная перспектива имеет мало шансов на успех при реализации в повседневной жизни, так как получается, что для того чтобы установить взаимовыгодные хорошие "работающие" отношения каждый конкретный человек должен уметь разбираться во всех этих "причинах и факторах" и обладать знаниями как минимум двух (а то и трех!) академий наук, что само по себе невозможно. На самом деле не все так уж безнадежно. Безусловно, минимальные социально-психологические и другие общие знания у субъекта должны быть. Однако, главное, на мой взгляд, это внимание к партнеру по взаимодействию (будь то член семьи, избиратель, сослуживец, начальник или подчиненный), желание понять и учесть интересы другого, установить партнерские отношения в противовес отношениям субъекта и объекта. Именно этого очень часто не достает в большинстве осуществляемых людьми коммуникаций ("транзакций", "взаимодействий"…).

Основными причинами такого положения являются:

а) "преступная" самонадеянность типа: "Я и без тебя знаю, что тебе надо,.. что еще об этом задумываться и какое-то там внимание проявлять…" - одинаковость социального ожидания по отношению к другим;

б) желание манипулировать ради достижения своих целей - в этом случае интересы партнера известны, но они намеренно не берутся во внимание;

в) привычка "судить по себе" - своя мотивация и интересы приписываются всем окружающим;

г) и просто - невнимание.

Важно понимать, что психологически равные партнерские, "субъект-субъектные" отношения возможны даже между людьми, занимающими явно разное социальное положение и имеющими соответствующее ролевое соотношение. Например, между руководителем и подчиненным, управляющим и управляемым, ведущим и ведомым, между руководством страны и населением ("электоратом", "гражданским обществом", "гражданами"…).

Авторы "Гарвардского проекта" (Фишер Р., Браун С. и др.) одни из немногих, кто предпринял попытку рассмотреть сами отношения между сторонами, их формирование и то, как они влияют на достижение стратегических и тактических целей каждого из участников отношений. По их мнению, совместные действия людей или организаций (будь то сотрудничество, или конфликты) - коммуникации - определяются их отношениями друг к другу, а "работающие отношения" являются той средой, в которой возможны взаимопонимание, доверие и договор. "Работающие (или хорошие) отношения" определяются как отношения, способные преодолевать разногласия.

Авторы предлагают сторонам использовать для создания отношений стратегию, которая не должна зависеть: а) от несогласия, б) от уступок, в) от предвзятых восприятий, г) от взаимности, д) от представления о перманентности сторон. Стратегия создания отношений должна быть открытой и "безусловно конструктивной" для каждой из сторон. В схематичном виде она выглядит следующим образом: “Делайте только то, что полезно для отношений и полезно для вас, независимо от того, делают ли они в ответ то же самое или нет”.

Основные принципы:

  1. Рациональность. Даже если они действуют эмоционально, стремитесь к равновесию между разумом и эмоциями.


  2. Понимание. Даже если они неправильно понимают нас, старайтесь понимать их.


  3. Общение. Даже если они не слушают нас, советуйтесь с ними прежде чем решать вопросы, затрагивающие их интересы.


  4. Надежность. Даже если они пытаются обмануть нас, не обманывайте их и не доверяйте им; будьте надежным человеком.


  5. Ненасильственные методы влияния. Даже если они пытаются "давить" на нас, не поддавайтесь этому давлению и не пытайтесь "давить" на них; будьте открыты к убеждению и попытайтесь убедить их.


  6. Признание. Даже если они считают, что мы с нашими интересами не стоим их внимания, признавайте их заслуживающими нашего внимания, проявляйте заботу и будьте открыты к возможности чему-нибудь научиться у них.

Данная схема предлагается как общий подход для обдумывания проблемы, включая некоторые практические приемы, которые улучшат способность сторон к совместной работе и будут полезны как для отношений, так и для каждой из сторон в отдельности, независимо от того, следует вторая сторона тем же самым рекомендациям или нет.

Авторы предполагают, что эта стратегия может быть использована как для межличностных, деловых, так и для правительственных отношений, имея в виду, что общая теория более полезна и действенна, чем идеи, применимые только к одному контексту.

Для формирования субъект-субъектных отношений один из субъектов находящийся в активной позиции (как правило, это управляющая подсистема), должен другого субъекта (который пребывает в состоянии “объекта”) в такую же активную позицию поместить - сформировать у него активное отношение к предмету взаимодействия (в нашем случае - к предмету политической деятельности - к проблемам преобразования, укрепления и развития государства и общества). Таким образом, когда оба субъекта взаимодействия находятся в активной позиции по отношению к предмету деятельности и взаимодействия и друг к другу, и формируются субъект-субъектные отношения.

Отсюда большое значение имеет формирование у субъектов политической деятельности активной позиции, ответственности за результат взаимодействия и объективной (адекватной) оценки роли каждого из субъектов деятельности (своей и других субъектов).

Например, степень выраженности активности и плюралистичности у избирателей обычно определяют на фокус группах. Для этого используют различные тесты. Такие как: тест на степень выраженности "ощущения бессилия" - допускают ли избиратели возможность своими действиями ощутимо изменить свою жизнь и жизнь окружающих; тест на степень "деперсонализации" - имеют ли свое мнение по каким-либо вопросам (политика, выборы, экономика, семья и т.д.); и др. тесты. В большинстве случаев такое тестирование показывает, что население достаточно пассивно (см. на стр.37 таблицу 1 "Психологические факторы пассивности и активности субъекта").

Результаты таких тестирований находят свое отражение в построении дальнейшей избирательной кампании: предпринимаются мероприятия по созданию чувства групповой принадлежности, повышению веры в собственные силы ("Только в вас я верю и смогу победить благодаря вам!" или, например, вызов-провокация "А ты способен изменить жизнь района и свою?!" и т.п.); в СМИ и при личных встречах культивируется "чувство свободы" (борьба с обреченностью, зависимостью от обстоятельств) - все эти действия, так или иначе, связываются с именем кандидата и ярким позитивным образом будущего. Особенно хорошо такие мероприятия удаются, если они увязаны с традициями, установившимися на данной территории, с актуальными проблемами в данный конкретный момент времени и их решением.

Отношение человека является продуктом природного и общественно-исторического развития человека. Оно формируется и через социальное сравнение, социальную категоризация, социальную оценку - так возникает отношение к текущей социально-политической ситуации и своему месту в ней.

Таким образом, чтобы управлять отношениями, надо определить, чем руководствуются люди при принятии значимых решений, при совершении социально-значимых поступков - согласуется ли это с целями оптимизации, параметрами субъект-субъектных отношений. Там, где есть рассогласование желаемого и действительного в характере отношений, осуществлять изменения:

  • через образ “Я” - "Я - активный", "Я - могу", "Я - влияю"; через повышение общего уровня активности, автономности и плюралистичности личности;
  • через присвоение социальной роли - "Я - субъект политической деятельности",
  • через создание "Мы"-образа;


  • через формирование "образа будущего" с помощью "уточнения ценностей".

Возможны и другие варианты, в зависимости от конкретной ситуации.

К социально-психологическим компонентам формирования субъект-субъектных отношений можно отнести:

1) осознание субъектами политической деятельности существования отношений как ситуации. Сознательность здесь выступает как главный критерий включения субъекта в политическую деятельность. Главная задача - повышать осознание личностью себя как субъекта политической деятельности и развивать его социальную активность, стимулировать к общественно значимым поступкам (аналогично у Б.Ф.Ломова - “общественный субъект”). При этом значимый поступок - значимый жест - рассматривается в социальной психологии как действие, основывающееся на осмыслении поступков и намерений окружающих и характерное именно для социального поведения. Совершение такого действия требует постановки себя на место другого человека или (по Дж.Миду), “принятия роли другого”;

2) осознание социальной роли субъекта политической деятельности вообще и своей роли в частности. Когда мы говорим о человеке, как о “субъекте политической деятельности”, то имеем ввиду определенную социальную роль. Таким образом, одним из затруднений активного участия в политической деятельности является ролевая неопределенность, то есть отсутствие достаточно четких экспектаций (“правил игры”, специфических требований, предъявляемых ролью), служащих ориентиром в поведении. Роль человека как “субъекта политической деятельности” еще не укрепилась в сознании людей (в массовом сознании) и не выражена в определенных стереотипах мышления и поведения.

Отсюда, одним из способов оптимизации является выработка и распространение направляющих образцов поведения “субъекта политической деятельности”. “Описание” (формализация) и доведение до массового сознания прав и обязанностей через видоизменение системы взглядов и ценностей и “расширение ролевого репертуара”. Последний рассматривается Р.Л.Кричевским как одна из возможностей (кроме всего прочего) предохранения человека от стресса: так, потерпев неудачу в какой-то одной социальной роли, человек может успокоить себя тем, что в другой социальной роли он достаточно успешен.

Для осуществления научной поддержки самосовершенствования и развития любого взрослого человека социальному психологу и акмеологу важно исследовать проблемы ценностей, внутренних переживаний и внутриличностных противоречий. "Ценностное отношение объективируется в индивидуальных и коллективных идейно-психологических формах, мнениях, образцах и т.п., в которых выражаются представления социальных субъектов о желаемом, должном и действительном, о смысле жизни, целях деятельности, средствах их реализации, своих правах и обязанностях".

Видоизменение системы взглядов и ценностей, "заполнение когнитивного вакуума" (Г.Г.Дилигенский), или "уточнение ценностей", по Вейллу, является основной функцией руководства и управления и должно иметь непрерывный характер в пространстве и во времени. В соответствии с принципами, предложенными П.Вейллом, уточнение ценностей может происходить лишь в сторону их усложнения, расширения. Отмена одного когнитивного наполнения понятия и замена его на другое вероятнее всего встретит сильные формы сопротивления, это может объясняться тем, что люди не поймут, во имя чего производится такая замена. Кроме того, ценности являются внутренней, обусловленной чувствами позицией и не могут быть подавлены или отменены. Таким образом, наряду с формированием целостной демократической системы правовых норм, радикальных изменений в экономике, необходимо расширять значение понятий "свобода" и "демократия", давать более глубокое разъяснение рыночных отношений, возможностей и сложностей, связанных с ними; наполнять смыслами и уточнять значение роли "субъекта политической деятельности".

Один из вариантов оптимизации отношений в политической деятельности (и всей политической деятельности в целом) - организация общества через усложнение его самоорганизации. Если мы понимаем общество (в том числе самодеятельное) как сложноорганизованную систему (с точки зрения синергетики), то, очевидно, что, как и всем сложноорганизованным системам, ему нельзя навязать определенные пути развития. Необходимо использовать те тенденции, которые уже существуют, дополнять их новыми смыслами (см.: "уточнение ценностей"). В ситуации, когда, в большинстве своем, вышеописанные организации (некоторые коллективные субъекты политической деятельности) слабо связаны друг с другом, имеют локальный характер и недостаточный уровень взаимопонимания друг друга, для них (организаций) возникает возможность нескольких альтернативных путей развития. Это т.н. точка ветвления (бифуркации), когда дальнейший путь существования, развития и взаимодействия может быть предопределен. С помощью грамотного применения ПСК технологий возможно объединение таких организаций под одной "высокой" целью, оставляя значимыми те цели, ради которых они создавались. Например, дополнить смысл их существования озвучанием (обнародованием) их большого влияния на процессы социализации, формирования полноправных субъектов гражданского общества. То есть способствовать, чтобы в такой ситуации неопределенности они пошли по пути развития, который более всего способствовал бы укреплению их роли в формировании субъект-субъектных отношений в политической деятельности, повышении субъектности граждан, функционировании полноценного гражданского общества.

Процесс оптимизации может быть направлен на систему общественных отношений в целом (так как объектом управления является вся жизнедеятельность в государстве). Изменение понимания субъекта и объекта политической деятельности (объекта управления); формирование у субъектов политической деятельности ответственности за результат взаимодействия и объективной (адекватной) оценки роли каждого из субъектов деятельности (своей и других субъектов) - уточнение "ролей" субъектов политической деятельности. Такое воздействие надо планировать и осуществлять одновременно на трех выделенных уровнях, например, с помощью социальной рекламы, создания образцов поведения, просветительских мероприятий.

Вообще, любое государство, чтобы сохранить себя, должно иметь какую-то идею или идеологию, способную влиять на мировоззрение людей, на их отношения, ценностные ориентации, формирующие нормы поведения. Людей обязательно должно что-то объединять, а не размежевывать. Поэтому сейчас, как никогда ранее, нужны достойные примеры для подражания, простые и ясные образы, которые были бы понятны каждому и помогли однозначно и четко определить для себя что - добро, а что - зло, что человека возвышает, а что - унижает, что - нравственно, а что - безнравственно. Козина Е.С. обращает внимание на необходимость поиска новых путей консолидации российского электората. На ее взгляд, в основу такой консолидации может быть положена "конструкция, соответствующая ментальности россиян и сама являющаяся ее продуктом", например, композиция волшебной русской сказки.

Большое внимание мотивации воспроизводства человеком себя как субъекта уделяет В.А.Петровский. В этой связи он отмечает, что "источник тенденции к воспроизводству (отражению) себя как субъекта в других людях и в себе самом - пока неизвестен". Гипотетическую модель объяснения этого феномена он выстраивает через подражание как "сложную врожденную реакцию человека, непроизвольную имитацию действий другого индивидуума". Проведя ряд исследований, В.А.Петровский и его коллеги зафиксировали, что правило "взаимоследования" (подражания друг другу) распространяется, лишь на такие действия, которые представляют собой отклонения от стандарта, превосходят норму и т.п., то есть, заразительны примеры не любого, а именно надситуативного поведения. Таким образом, в качестве примера для подражания "общество нуждается в магически эффективной личности" (В.Одайник). Порождение себя как субъекта в этой цепочке подражания выступает как "самоценная активность индивида". С точки зрения повышения политической субъектности, этот феномен можно хорошо использовать в социальной рекламе, предлагая сюжеты с ярко выраженным надситуативным поведением и формированием субъект-субъектных отношений.

Для того чтобы создавать эффективную социальную рекламу, отмечает В.Г.Зазыкин, необходимо осуществлять ее психологическое сопровождение и выдерживать следующие общие требования к социальной рекламе:

  • четкость и ясность мыслей, оценок, установок;


  • однозначность их толкования;


  • убедительность образа конкретных действий, который должен стать регулятором поведения для тех, кто воспринял данную рекламу (использование глаголов побудительной формы и пр.);


  • реклама должна апеллировать скорее к чувствам, чем к рассудку, то есть она должна быть эмоционально заразительной;


  • социальная реклама должна иметь универсальную форму, доступную для понимания всех.

Объектом социальной рекламы он называет отдельные личности, большие и малые социальные, профессиональные и национальные группы (то есть она создается для всех). Главная цель социальной рекламы - "гуманизация системы отношений и установок личности как регулятора поведения и деятельности". Что и является главной целью оптимизации отношений субъектов политической деятельности. Также Зазыкин отмечает, что перспективным для нашей страны является особый вид социальной рекламы, направленный на формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к людям, выполняющим свой ратный долг и т.п. В социальной рекламе должно быть уникальное гуманистическое предложение, тогда она будет весьма действенной. Предлагать надо прежде всего конкретные высоконравственные гуманистические образцы поведения и отношений, чтобы люди задумались о своих поступках, сравнили их с представленными в рекламе и захотели бы быть хоть чем-то похожими на героев рекламных роликов.

Формирование субъект-субъектных отношений в большой степени подобно созданию мифа и его материализации. Подобно тому, как в маркетинге многое зависит не столько от исследований потребительского спроса, сколько от создания ожиданий у населения от потребления нового, выбрасываемого на рынок продукта или услуги. Это особенно уместно, учитывая что "социально-политическая психология сплошь и рядом бывает иррациональной и мифологичной".

Ведь отношение (отношения) - это не только констатация факта, слепок существующей ситуации, но и формирование будущего. Это легко проследить на межличностном уровне. Очень часто в состоянии конфликта одному человеку бывает достаточно изменить свое отношение к оппоненту на более спокойное и понимающее, как он тоже "сменил гнев на милость", и конфликт исчерпывается или входит в конструктивное русло.

Многие представления об обществе, поступающие к индивиду из различных социальных источников - семьи, школы, непосредственной социальной среды, по каналам массовой информации - часто усваиваются им как бы автоматически и готовом виде, не подвергаясь какой-либо модификации и переработке (так как не могут быть проверены лично). В этом смысле интересен семиологический подход, предложенный Р.Бартом. Барт отмечает, что "всякая семиологическая система есть система ценностей, потребитель же мифов принимает их значение за систему фактов; миф прочитывается как фактическая система, будучи в действительности всего лишь системой семиологической".

В этой деятельности нельзя обойтись без средств массовой коммуникации.

Современные средства массовой коммуникации (СМК) дают возможность передавать огромные объемы информации на колоссальные по численности аудитории.

Социально-психологические аспекты массовой коммуникации в последнее время все чаще становятся объектом исследования. Это связано с быстрыми темпами развития СМК и соответствующим пропорциональным увеличением их влияния на общественность.

Некоторые авторы определяют современную социальную действительность как "мир мифов" (Р.Барт), который находится под "властью текстов", а население называют "СМИ-общественностью". Кепплингер Г.М. говорил о существовании реальной культуры и "культуры СМК" (аналогично понятию "власти текстов": всё то, что нас окружает - есть суть сообщение, любое сообщение - есть текст). "Необходимо помнить, что в сегодняшней политической жизни самым мощным и надежным средством воздействия политика на публику является коммуникация. С   ее помощью политик не только передает свои мысли и чувства, но и конструирует свой образ и даже создает специфическую политическую реальность". "Внезапно понятие общественный деятель трансформировалось в понятие деятель средств массовой информации".

Таким образом, культура СМК - это отбор мира глазами СМИ, и если мир находится вне досягаемости, вне поля зрения человека, то реальность СМИ остается единственным миром человека.

Существует большое количество средств передачи информации. Язык же можно определить как специфическое средство хранения и передачи информации, а также как основное средство управления человеческим поведением, познания действительности и самосознания личности.

Блакар определяет язык как "инструмент социальной власти". Здесь понятие "власть" используется в обыденном, достаточно широком значении, означающем возможность оказывать воздействие, влияние на кого-либо.

"Тот, кто желает реформы общества, располагает эффективным средством в виде реформы языка" (Блакар). Маркузе утверждает, что те, в чьих руках находится власть в обществе, используют язык для того, чтобы установить и скрыть "реальную ситуацию".

Язык может реально способствовать власти на различных уровнях: 1) в отдельном акте коммуникации, 2) система языка представляет собой определенные точки зрения или интересы, определяя тем самым значительное воздействие этих точек зрения на всякого, изучающего или использующего данный язык, 3) различные языки и диалекты, даже сосуществующие на одной и той же территории, могут иметь разный статус.

Выделяются четыре основных характеристики языка, которые делают "язык инструментом социальной власти": 1) выбор при кодировании и декодировании; 2) сложность отдельной вербальной единицы; 3) язык как открытая и порождающая система; 4) собственно система языка как отражение существующих отношений власти.

Взаимодействия между отправителем и получателем очень сложны. Это объясняется, во-первых, отправитель должен попытаться предвосхитить и определить, как именно получатель поймет и проинтерпретирует ("декодирует") сообщение на основании своих фоновых знаний и своей точки зрения, во-вторых, тем, что в межличностном общении отправитель и получатель постоянно меняются ролями. Таким образом, получатель косвенно влияет на лингвистическое и коммуникативное структурирование отправителя.

На все возможности отправителя структурировать и обусловливать восприятие получателя влияют разнообразные факты, ограничивающие его власть. К таким фактам Баклар относит: а) саму окружающую действительность, б) сам язык, как систему, в) представления получателя об отправителе и г) собственную "свободу" получателя интерпретировать то, что он слышит и занимать по отношению к этому определенную позицию.

Итак, чтобы избежать социальных “ловушек”, люди должны общаться. Очевидно, что активизация общения во всех сферах послужит хорошим залогом формирования новых, более эффективных, перспективных и взаимовыгодных отношений в системе жизнедеятельности людей.

Конкретные мероприятия по преобразованию и оптимизации отношений субъектов политической деятельности зависят от наличной ситуации и детерминирующих ее факторов, которые оцениваются в соответствии со схемой ПСК технологии применительно к конкретной ситуации взаимодействия. В общем виде они могут быть следующими:

1) Разъяснительная работа с политическими деятелями (осознание граждан как субъектов политической деятельности) - может быть проведена в рамках специальной программы по “Повышению эффективности политической деятельности”. Политический деятель в своей работе, при построении взаимоотношений должен опираться и исходить из существующих правоотношений; помнить о своей миссии и целях, возложенных на него самим собой и обществом, и на этой основе формировать и перестраивать систему своих субъективных личностных отношений. Оптимизация системы субъективных отношений политических деятелей включает смену приоритетов, уточнение целей и задач управляющей подсистемы в целом.

2) Для развития социальной активности граждан - “потенциальных участников политической деятельности” (цель: осознание себя как субъекта политической деятельности). Одной из форм могут быть игровые тренинги (деловые игры) с помещением участников в социальную роль политических деятелей. Такие тренинги направлены на “выращивание” активной позиции и осознание целей и способов деятельности реальных политических деятелей (повышает понимание социальной роли последних, плюралистичность в отношении отличных от своих политических взглядов и позиций). Эффективность такого рода формирующей и коррекционной работы была установлена автором во время семинара "Таллиннской школы менеджеров" “Летние деловые игры - 2000” (форма проведения: восьмидневный бизнес-лагерь). Это “игра в государство” с моделированием всех основных политических процессов и событий, включая выборы, принятие бюджетов, экономические процессы, передачу власти и т.п. Временная пропорция - “день равен году”, то есть, за восемь дней прошло два президентских срока, соответственно, дважды были проведены “государственные и региональные” выборы с соблюдением всех основных требований и процедур. По отзывам участников, они, оказавшись в позиции действующих политических деятелей и государственных служащих, стали намного шире смотреть на все происходящие в политической деятельности процессы, стали лучше понимать мотивы поведения реальных политических деятелей и свои гражданские возможности участия в демократическом процессе и в политической деятельности государства в целом.

3) Формирование у субъектов политической деятельности (независимо от уровня и степени участия в политической деятельности) конкретных способов взаимодействия, соответствующих формированию и развитию субъект-субъектных отношений. Перестройка системы субъективных отношений личности (отношений-оценок) в направлении восприятия другого как равного в правовом и психологическом плане субъекта взаимодействия и деятельности. Что повлечет качественное изменение отношений-связей.

Для формирования субъект-субъектных отношений один из субъектов, находящийся в активной позиции, (как правило, это управляющая подсистема), должен другого субъекта (который пребывает в состоянии “объекта”), в такую же активную позицию поместить - сформировать у него активное отношение к предмету взаимодействия (в нашем случае - к предмету политической деятельности - к проблемам преобразования, укрепления и развития государства и общества). Когда все участвующие в деятельности субъекты находятся в активной позиции по отношению к предмету деятельности и друг к другу, - тогда и формируются субъект-субъектные отношения. Эффективность данного метода подтвердилась во время избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ноябрь-декабрь 1999 г.) при выработке стратегии поведения и формирования отношений с избирателями кандидатов в депутаты в двух избирательных округах. В результате формирования субъект-субъектных отношений между кандидатом и избирателями, организации совместных действий и при совместном планировании дальнейших действий кандидата (в случае избрания в Думу), существенно возрастает рейтинг кандидата.

Использование НЛП в ПСК технологиях

За последние пять лет в нашей стране получила огромную популярность литература по эриксоновской психотерапии и нейролингвистическому программированию (НЛП). Это новые психотехнологии общения, поистине эффективные и гибкие, так как они используют биобратную связь. НЛП опирается на внутренние ресурсы самого клиента. НЛП успешно изучают и используют в своей деятельности учителя, политики, бизнесмены, психологи, медицинские работники.

Связь НЛП и ПСК технологий может быть двоякой: во-первых, НЛП может стать одним из направлений, эффективно используемым в ПСК технологиях в совокупности с другими методами и подходами; во-вторых, принципы и постулаты НЛП могут стать базовыми для разработки ПСК технологий оптимизации отношений субъектов политической деятельности. Ведь цель НЛП - не борьба или сражение, а взаимопонимание и сотрудничество двух сторон (аналогично в ПСК технологиях - взаимопонимание и сотрудничество управляемой и управляющей подсистем).

Сейчас НЛП успешно используется при ведении предвыборных кампаний, создании эффективных рекламных роликов. НЛП позволяет создавать и использовать новые стратегии поведения, и система или лицо с наибольшей гибкостью в поведении, в конечном счете, будут контролировать взаимодействие.

Основатели НЛП - Гриндер и Бендлер - стояли на позициях гуманистической и гештальт психологии. Можно сказать, что НЛП изучает этичные средства для достижения цели, цель в НЛП не борьба, не сражение, а взаимопонимание и сотрудничество двух сторон.

Некоторые из основных аксиом НЛП гласят:

"Смысл моего обращения заключается в той реакции, которую он вызывает".

Не бывает поражений, а есть только обратная связь. Если результат далек от ожидаемого, это означает только одно: надо делать по-другому. Особенно это бывает важно, когда при общении возникает сопротивление.

"Любое поведение имеет позитивную направленность".

Предполагается, что на подсознательном уровне существует некоторая часть, которая отвечает за соответствующий паттерн поведения. Эта часть пытается осуществить некоторые полезные функции, но делает это теми средствами, которым обучена. Решение проблемы в таком случае заключается в переобучении этой части.

"Каждый располагает необходимыми ресурсами для достижения своих целей".

В опыте самого человека и других людей есть все необходимое для решения возникающих проблем.

Перспективы развития ПСК технологий

Поскольку в данной работе разработана только схема ПСК технологии, основные этапы, направления и уровни оптимизации отношений, то логическим продолжением будет создание конкретных ПСК технологий в соответствии с конкретными целями и ситуациями. Будучи эксплицитно описанной, эффективная ПСК технология может, на основе анализа этого описания, быть далее разработанной и значительно усовершенствованной. Далее, уникальные элементы различных эффективных ПСК технологий, направленных на достижение одной и той же цели могут быть синтезированы в одной технологической структуре, что может позволить получить новую технологию с ранее недостижимыми показателями.

На основании разработанных и усовершенствованных ПСК технологий, могут быть созданы экспертные системы. Одним из вариантов экспертных систем может быть банк методик, формируемый на основании сбора, изучения и систематизации технологической информации, относящейся к достижению сходных целей. Необходимый элемент банка методик - система подбора соответствующего методического обеспечения для формирования оптимальных отношений в конкретно-исторических условиях. То есть, по заданным параметрам из различных элементов разных ПСК технологий формируется новая ПСК технология для применения в данном конкретном случае.

Для разработки и создания экспертных систем решающее значение имеет развитие информационных технологий. При этом, экспертные системы создаются не для экспертов - профессионалов высокого класса, владеющих включенными в экспертные системы ПСК технологиями, а для пользователей, которые не являются специалистами в этой области, например, для глав и сотрудников различных администраций. Частные случаи применения ПСК технологий для оптимизации отношений могут быть следующими: связи с общественностью в период избирательных кампаний; рекламные кампании; формирование общественного мнения относительно конкретных организаций, политических деятелей.

Создание экспертных систем ПСК технологий позволит во много раз сократить временные затраты в процессе принятия решений при формировании субъект-субъектных отношений. Тем не менее, в процессе применения ПСК технологий, безусловно, будут оставаться участки, где будет необходимо непосредственное участие профессионалов, их опыта в решении подобных задач.

С разработкой экспертных систем ПСК технологий возникает необходимость в создании эффективных систем их внедрения. Всё это может стать предметом отдельного исследования.

<< На Главную       "От Автора"       Содержание       Вперед >>

© Copyright_ Комарова Светлана Львовна

Используя и цитируя материалы, сделайте ссылку на текст и на Автора -
                               Заранее Вам признательны!


Рейтинг Досок Объявлений Яндекс цитирования Каталог Agates
liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Раскрутка сайта

Регистрация сайта
в 350+ Каталогах

 

Партнерские Ссылки >>

Hosted by uCoz