Развитие субъектности, социальной активности человека можно осуществлять на разных уровнях, в том числе с помощью целевых групповых тренингов или при индивидуальном консультировании. Существует возможность через рефлексивный анализ сформированных в опыте субъектной активности умений саморегуляции, последующей отработки их в решении конкретной социальной задачи, произвести коррекцию неоптимальных стратегий, изменить модус активности, в большей степени сориентировать эту активность на поиск эффективных путей. Это может быть реализовано в регуляторно-ориентированном тренинге.
Так как не все люди обладают активной позицией, можно “активизировать” их с помощью индивидуального психологического консультирования, используя следующую общую схему активизации:
1. Установление эмоционально-доверительного контакта с клиентом.
2. Совместное уточнение проблемы: здесь психолог может использовать такие методы оценки ситуации самоопределения, которые не только понятны клиенту, но и помогают ему самому оценить свою ситуацию.
3. Совместное решение проблемы: психолог-консультант может использовать такие средства, которые позволят клиенту увидеть, как решается проблема, а по возможности и включиться в совместное ее решение.
4. Совместное подведение итогов работы.
5. Своевременное снижение активности консультанта, для того чтобы дать возможность клиенту самому решать свои проблемы, и не “давить” на него своим авторитетом.
По этой схеме суть активизации заключается в том, чтобы вооружить клиента средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах консультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, клиент постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы передается клиенту.
Условно можно выделить следующие основные задачи индивидуального консультирования: информационно-справочные, просветительские (повышение общей компетентности человека в вопросах субъектности и самополагания); диагностические (в идеале - помощь в самопознании), расширение “картины мира” (круга реальных объективно существующих возможностей), конкретные техники саморазвития, помощь в осознании своей субъектности (развитие веры в себя, свои силы, способности и возможности). Большое значение имеет также возможность получить от консультанта морально-эмоциональную поддержку, помощь в выборе и в принятии решения о дальнейшем развитии.
Каждая из этих задач может решаться консультантом на разных уровнях: вместо клиента (на первых этапах клиент занимает пассивную позицию); вместе с клиентом (предполагается диалог, взаимодействие и сотрудничество с клиентом); постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы.
Главной целью при индивидуальном консультировании является формирование у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), желания быть субъектом.
Рассматривая субъектогенетически ориентированную психологическую и психолого-педагогическую практику, А.С.Огнев отмечает, что “субъектогенез предполагает осознанное преобразование человеком своего личного опыта, выработку ответственного отношения к тому, что он сам производит”, оценку своих поступков “как деяния”, совершаемого в качестве субъекта. В практической политической деятельности осознание человеком себя как субъекта во многом зависит от характера тех отношений, которые возникают и существуют между ним и другими субъектами политической деятельности.
Воля к жизни, к социально значимой деятельности, обеспеченные гармоничными связями и отношениями между субъектами политической деятельности - условия и факторы самореализации субъектов политической деятельности.
Залогом оптимизации деятельности, ее сущностной характеристикой является всестороннее развитие профессионализма.
С одной стороны, повышение профессионализма в политической деятельности может рассматриваться напрямую как развитие профессиональных качеств конкретных политических деятелей - профессионализация политической деятельности. В политической психологии используется широкий набор методов коррекционно-развивающего воздействия и консультирования. Практика политического консультирования включает психодиагностику политического деятеля, анализ и коррекцию его публичного имиджа, разработку стратегии его взаимоотношений как с широкой публикой, так и собственными единомышленниками и аппаратом. Такая работа предполагает использование методов тренинга, организационно-деятельностных, деловых игр, а также применение паблик рилейшнз, разработку рекомендаций по эффективной политической коммуникации и др.
С другой стороны, в отношении оптимизации политической деятельности, понимаемой как деятельность по преобразованию, укреплению и развитию государства и общества, развитие профессионализма можно трактовать как адекватное определение каждым человеком своих возможностей в этой сфере, повышение правосознания, развитие профессионализма в своей конкретной трудовой деятельности. Это положение исходит из определения политической деятельности как сопровождающей (сопутствующей) всей жизнедеятельности человека - независимо от вида профессиональной деятельности личности, профессиональные достижения как конкретные поступки человека оказывают влияние на политическую деятельность, развитие государства и общества в целом.
Предложенная ранее в виде континуума типология отношений “субъект-объектные”→“субъект-субъектные”→“объект-субъектные” отношения одновременно может рассматриваться и как различные уровни отношений между управляющей и управляемой подсистемами, которые, качественно изменяясь в деятельности, переходят один в другой (иногда для изменения вполне достаточно изменения внутреннего отношения /позиции/ всего лишь одной из сторон).
Таким образом, при формировании отношения проходят следующие уровни:
“Нулевой уровень” - отношения отсутствуют (их нет). Для констатации этого уровня достаточно того, что у одной из сторон отношений нет осознания того, что отношения есть.
“Уровень осознания” - формируются субъект-объектные отношения. В поле зрения “ни о чем не подозревающего субъекта” (см.: “нулевой уровень”) возникает активный субъект, который осуществляет некие действия, которые, так или иначе, затрагивают интересы неактивного субъекта.
“Уровень активизации” - активный субъект начинает вовлекать в деятельность неактивного субъекта. Неактивный субъект становится активным, и формируются субъект-субъектные отношения. Формирование субъект-субъектных отношений включает в себя следующие шаги: а) осознание неактивными субъектами политической деятельности наличия этих отношений - осознание личностью себя как субъекта политической деятельности, включенным в общественные и политические процессы и влияющим на них. Понимание того, что все поступки (действия и бездействие) так или иначе включены в политическую деятельность, что они влияют на макропроцессы и на других субъектов политической деятельности. На этом этапе личностью фиксируется наличие отношений с другими не только на межличностном уровне, но и в поле политической деятельности. Возникают отношения-связи субъектов политической деятельности; б) осознание личностью других людей как равноправных субъектов политической деятельности, имеющих свои интересы, цели и задачи, с которыми можно взаимодействовать (или не взаимодействовать) для достижения своих целей. - Это и будет уже возникновением субъект-субъектных отношений.
“Пользовательский уровень” - субъект, бывший ранее неактивным, помнит о некоторых выгодах своей прежней позиции (например, о возможности переложить часть ответственности на другого и т.п.), но он также усвоил и многие свои права и демократические нормы. К тому же у первого активного субъекта сохраняется стереотип “только своей ответственности”, который был приобретен на нулевом уровне формирования отношений и существует явный перевес в полномочиях (поскольку это все-таки управляющая подсистема). Когда все острые проблемы, из-за которых и затевалось взаимодействие, решены, и участие привлеченных ранее субъектов в деятельности не так уж необходимо, возникает ситуация объект-субъектных отношений. Управляемая подсистема продолжает предъявлять требования управляющей, а та, в свою очередь - продолжает на них реагировать. Иногда это нормальные требования по совершенствованию управления, а иногда “капризы”. В своем эмпирическом исследовании мы обозначали для респондентов этот тип отношений как “Полная ответственность, отчетность руководителя перед подчиненными в своих действиях, в принятии решений”. Здесь следует вспомнить, что оптимальным его считают лишь 12,5% от общего числа респондентов (ну очень пассивные люди).
Таким образом, с позиции участвующих субъектов можно выделить следующие стадии формирования субъект-субъектных отношений:
- осознание ситуации в целом (сначала активным субъектом, а затем с его помощью - и неактивным субъектом);
- принятие неактивным субъектом активной позиции (развитие его субъектности);
- адекватная объективная оценка ролей друг друга в контексте данной деятельности и принятие на себя части ответственности за ее результат;
- участие в процессе достижения общих целей, максимально используя возможности своей роли и социальной позиции (необходимо учитывать также свои реальные возможности, права, обязанности и ограничения - внешние и внутренние) - исходя из этого, вносить свой вклад в политическую деятельность.
Субъект-субъектные отношения формирует та сторона, которая хочет видеть в других людях субъектов. Когда партнер по взаимодействию для нее важен (имеет ценность), важны его взгляды, идеи, потребности - он сам. Без мотивированного желания заниматься формированием субъект-субъектных отношений весьма сложно, практически невозможно.
Именно формирование взаимопонимания, учет интересов друг друга и всех субъектов политической деятельности, взаимовыгодные, партнерские, равные в психологическом плане - субъект-субъектные отношения - являются целью и средством любой политической коммуникации.
Представляется, что с помощью какого-либо узко специализированного изучения или какого-то конкретного исследования эту проблему вряд ли удастся решить. Также не существует и конкретного рецепта (технологии) для установления взаимопонимания в рамках одной научной школы. В связи с этим, одним из перспективных направлений современного гуманитарного знания становится задача разработки механизмов для установления "работающих отношений". И наиболее вероятно, что под эту конкретную цель произойдет слияние научных школ и направлений, которые будут заниматься преимущественно пониманием смыслов тех или иных поведенческих проявлений людей, прогнозированием дальнейшего поведения, производством технологий для устранения девиантного поведения и развития прогрессивных взаимовыгодных отношений между людьми. Понятно, что эти смыслы опосредуются множеством причин и факторов - начиная от индивидуально-личностного развития (включая историю зачатия и период внутриутробного развития) и заканчивая всей гаммой социально-экономических условий в контексте общественных отношений, в рамках которых происходят те или иные взаимоотношения индивидов.
Казалось бы, данная перспектива имеет мало шансов на успех при реализации в повседневной жизни, так как получается, что для того чтобы установить взаимовыгодные хорошие "работающие" отношения каждый конкретный человек должен уметь разбираться во всех этих "причинах и факторах" и обладать знаниями как минимум двух (а то и трех!) академий наук, что само по себе невозможно. На самом деле не все так уж безнадежно. Безусловно, минимальные социально-психологические и другие общие знания у субъекта должны быть. Однако, главное, на мой взгляд, это внимание к партнеру по взаимодействию (будь то член семьи, избиратель, сослуживец, начальник или подчиненный), желание понять и учесть интересы другого, установить партнерские отношения в противовес отношениям субъекта и объекта. Именно этого очень часто не достает в большинстве осуществляемых людьми коммуникаций ("транзакций", "взаимодействий"…).
Основными причинами такого положения являются:
а) "преступная" самонадеянность типа: "Я и без тебя знаю, что тебе надо,.. что еще об этом задумываться и какое-то там внимание проявлять…" - одинаковость социального ожидания по отношению к другим;
б) желание манипулировать ради достижения своих целей - в этом случае интересы партнера известны, но они намеренно не берутся во внимание;
в) привычка "судить по себе" - своя мотивация и интересы приписываются всем окружающим;
г) и просто - невнимание.
Важно понимать, что психологически равные партнерские, "субъект-субъектные" отношения возможны даже между людьми, занимающими явно разное социальное положение и имеющими соответствующее ролевое соотношение. Например, между руководителем и подчиненным, управляющим и управляемым, ведущим и ведомым, между руководством страны и населением ("электоратом", "гражданским обществом", "гражданами"…).
Авторы "Гарвардского проекта" (Фишер Р., Браун С. и др.) одни из немногих, кто предпринял попытку рассмотреть сами отношения между сторонами, их формирование и то, как они влияют на достижение стратегических и тактических целей каждого из участников отношений. По их мнению, совместные действия людей или организаций (будь то сотрудничество, или конфликты) - коммуникации - определяются их отношениями друг к другу, а "работающие отношения" являются той средой, в которой возможны взаимопонимание, доверие и договор. "Работающие (или хорошие) отношения" определяются как отношения, способные преодолевать разногласия.
Авторы предлагают сторонам использовать для создания отношений стратегию, которая не должна зависеть: а) от несогласия, б) от уступок, в) от предвзятых восприятий, г) от взаимности, д) от представления о перманентности сторон. Стратегия создания отношений должна быть открытой и "безусловно конструктивной" для каждой из сторон. В схематичном виде она выглядит следующим образом: “Делайте только то, что полезно для отношений и полезно для вас, независимо от того, делают ли они в ответ то же самое или нет”.
Основные принципы:
- Рациональность. Даже если они действуют эмоционально, стремитесь к равновесию между разумом и эмоциями.
- Понимание. Даже если они неправильно понимают нас, старайтесь понимать их.
- Общение. Даже если они не слушают нас, советуйтесь с ними прежде чем решать вопросы, затрагивающие их интересы.
- Надежность. Даже если они пытаются обмануть нас, не обманывайте их и не доверяйте им; будьте надежным человеком.
- Ненасильственные методы влияния. Даже если они пытаются "давить" на нас, не поддавайтесь этому давлению и не пытайтесь "давить" на них; будьте открыты к убеждению и попытайтесь убедить их.
- Признание. Даже если они считают, что мы с нашими интересами не стоим их внимания, признавайте их заслуживающими нашего внимания, проявляйте заботу и будьте открыты к возможности чему-нибудь научиться у них.
Данная схема предлагается как общий подход для обдумывания проблемы, включая некоторые практические приемы, которые улучшат способность сторон к совместной работе и будут полезны как для отношений, так и для каждой из сторон в отдельности, независимо от того, следует вторая сторона тем же самым рекомендациям или нет.
Авторы предполагают, что эта стратегия может быть использована как для межличностных, деловых, так и для правительственных отношений, имея в виду, что общая теория более полезна и действенна, чем идеи, применимые только к одному контексту.
Для формирования субъект-субъектных отношений один из субъектов находящийся в активной позиции (как правило, это управляющая подсистема), должен другого субъекта (который пребывает в состоянии “объекта”) в такую же активную позицию поместить - сформировать у него активное отношение к предмету взаимодействия (в нашем случае - к предмету политической деятельности - к проблемам преобразования, укрепления и развития государства и общества). Таким образом, когда оба субъекта взаимодействия находятся в активной позиции по отношению к предмету деятельности и взаимодействия и друг к другу, и формируются субъект-субъектные отношения.
Отсюда большое значение имеет формирование у субъектов политической деятельности активной позиции, ответственности за результат взаимодействия и объективной (адекватной) оценки роли каждого из субъектов деятельности (своей и других субъектов).
Например, степень выраженности активности и плюралистичности у избирателей обычно определяют на фокус группах. Для этого используют различные тесты. Такие как: тест на степень выраженности "ощущения бессилия" - допускают ли избиратели возможность своими действиями ощутимо изменить свою жизнь и жизнь окружающих; тест на степень "деперсонализации" - имеют ли свое мнение по каким-либо вопросам (политика, выборы, экономика, семья и т.д.); и др. тесты. В большинстве случаев такое тестирование показывает, что население достаточно пассивно (см. на стр.37 таблицу 1 "Психологические факторы пассивности и активности субъекта").
Результаты таких тестирований находят свое отражение в построении дальнейшей избирательной кампании: предпринимаются мероприятия по созданию чувства групповой принадлежности, повышению веры в собственные силы ("Только в вас я верю и смогу победить благодаря вам!" или, например, вызов-провокация "А ты способен изменить жизнь района и свою?!" и т.п.); в СМИ и при личных встречах культивируется "чувство свободы" (борьба с обреченностью, зависимостью от обстоятельств) - все эти действия, так или иначе, связываются с именем кандидата и ярким позитивным образом будущего. Особенно хорошо такие мероприятия удаются, если они увязаны с традициями, установившимися на данной территории, с актуальными проблемами в данный конкретный момент времени и их решением.
Отношение человека является продуктом природного и общественно-исторического развития человека. Оно формируется и через социальное сравнение, социальную категоризация, социальную оценку - так возникает отношение к текущей социально-политической ситуации и своему месту в ней.
Таким образом, чтобы управлять отношениями, надо определить, чем руководствуются люди при принятии значимых решений, при совершении социально-значимых поступков - согласуется ли это с целями оптимизации, параметрами субъект-субъектных отношений. Там, где есть рассогласование желаемого и действительного в характере отношений, осуществлять изменения:
- через образ “Я” - "Я - активный", "Я - могу", "Я - влияю"; через повышение общего уровня активности, автономности и плюралистичности личности;
- через присвоение социальной роли - "Я - субъект политической деятельности",
- через создание "Мы"-образа;
- через формирование "образа будущего" с помощью "уточнения ценностей".
Возможны и другие варианты, в зависимости от конкретной ситуации.
К социально-психологическим компонентам формирования субъект-субъектных отношений можно отнести:
1) осознание субъектами политической деятельности существования отношений как ситуации. Сознательность здесь выступает как главный критерий включения субъекта в политическую деятельность. Главная задача - повышать осознание личностью себя как субъекта политической деятельности и развивать его социальную активность, стимулировать к общественно значимым поступкам (аналогично у Б.Ф.Ломова - “общественный субъект”). При этом значимый поступок - значимый жест - рассматривается в социальной психологии как действие, основывающееся на осмыслении поступков и намерений окружающих и характерное именно для социального поведения. Совершение такого действия требует постановки себя на место другого человека или (по Дж.Миду), “принятия роли другого”;
2) осознание социальной роли субъекта политической деятельности вообще и своей роли в частности. Когда мы говорим о человеке, как о “субъекте политической деятельности”, то имеем ввиду определенную социальную роль. Таким образом, одним из затруднений активного участия в политической деятельности является ролевая неопределенность, то есть отсутствие достаточно четких экспектаций (“правил игры”, специфических требований, предъявляемых ролью), служащих ориентиром в поведении. Роль человека как “субъекта политической деятельности” еще не укрепилась в сознании людей (в массовом сознании) и не выражена в определенных стереотипах мышления и поведения.
Отсюда, одним из способов оптимизации является выработка и распространение направляющих образцов поведения “субъекта политической деятельности”. “Описание” (формализация) и доведение до массового сознания прав и обязанностей через видоизменение системы взглядов и ценностей и “расширение ролевого репертуара”. Последний рассматривается Р.Л.Кричевским как одна из возможностей (кроме всего прочего) предохранения человека от стресса: так, потерпев неудачу в какой-то одной социальной роли, человек может успокоить себя тем, что в другой социальной роли он достаточно успешен.
Для осуществления научной поддержки самосовершенствования и развития любого взрослого человека социальному психологу и акмеологу важно исследовать проблемы ценностей, внутренних переживаний и внутриличностных противоречий. "Ценностное отношение объективируется в индивидуальных и коллективных идейно-психологических формах, мнениях, образцах и т.п., в которых выражаются представления социальных субъектов о желаемом, должном и действительном, о смысле жизни, целях деятельности, средствах их реализации, своих правах и обязанностях".
Видоизменение системы взглядов и ценностей, "заполнение когнитивного вакуума" (Г.Г.Дилигенский), или "уточнение ценностей", по Вейллу, является основной функцией руководства и управления и должно иметь непрерывный характер в пространстве и во времени. В соответствии с принципами, предложенными П.Вейллом, уточнение ценностей может происходить лишь в сторону их усложнения, расширения. Отмена одного когнитивного наполнения понятия и замена его на другое вероятнее всего встретит сильные формы сопротивления, это может объясняться тем, что люди не поймут, во имя чего производится такая замена. Кроме того, ценности являются внутренней, обусловленной чувствами позицией и не могут быть подавлены или отменены. Таким образом, наряду с формированием целостной демократической системы правовых норм, радикальных изменений в экономике, необходимо расширять значение понятий "свобода" и "демократия", давать более глубокое разъяснение рыночных отношений, возможностей и сложностей, связанных с ними; наполнять смыслами и уточнять значение роли "субъекта политической деятельности".
Один из вариантов оптимизации отношений в политической деятельности (и всей политической деятельности в целом) - организация общества через усложнение его самоорганизации. Если мы понимаем общество (в том числе самодеятельное) как сложноорганизованную систему (с точки зрения синергетики), то, очевидно, что, как и всем сложноорганизованным системам, ему нельзя навязать определенные пути развития. Необходимо использовать те тенденции, которые уже существуют, дополнять их новыми смыслами (см.: "уточнение ценностей"). В ситуации, когда, в большинстве своем, вышеописанные организации (некоторые коллективные субъекты политической деятельности) слабо связаны друг с другом, имеют локальный характер и недостаточный уровень взаимопонимания друг друга, для них (организаций) возникает возможность нескольких альтернативных путей развития. Это т.н. точка ветвления (бифуркации), когда дальнейший путь существования, развития и взаимодействия может быть предопределен. С помощью грамотного применения ПСК технологий возможно объединение таких организаций под одной "высокой" целью, оставляя значимыми те цели, ради которых они создавались. Например, дополнить смысл их существования озвучанием (обнародованием) их большого влияния на процессы социализации, формирования полноправных субъектов гражданского общества. То есть способствовать, чтобы в такой ситуации неопределенности они пошли по пути развития, который более всего способствовал бы укреплению их роли в формировании субъект-субъектных отношений в политической деятельности, повышении субъектности граждан, функционировании полноценного гражданского общества.
Процесс оптимизации может быть направлен на систему общественных отношений в целом (так как объектом управления является вся жизнедеятельность в государстве). Изменение понимания субъекта и объекта политической деятельности (объекта управления); формирование у субъектов политической деятельности ответственности за результат взаимодействия и объективной (адекватной) оценки роли каждого из субъектов деятельности (своей и других субъектов) - уточнение "ролей" субъектов политической деятельности. Такое воздействие надо планировать и осуществлять одновременно на трех выделенных уровнях, например, с помощью социальной рекламы, создания образцов поведения, просветительских мероприятий.
Вообще, любое государство, чтобы сохранить себя, должно иметь какую-то идею или идеологию, способную влиять на мировоззрение людей, на их отношения, ценностные ориентации, формирующие нормы поведения. Людей обязательно должно что-то объединять, а не размежевывать. Поэтому сейчас, как никогда ранее, нужны достойные примеры для подражания, простые и ясные образы, которые были бы понятны каждому и помогли однозначно и четко определить для себя что - добро, а что - зло, что человека возвышает, а что - унижает, что - нравственно, а что - безнравственно. Козина Е.С. обращает внимание на необходимость поиска новых путей консолидации российского электората. На ее взгляд, в основу такой консолидации может быть положена "конструкция, соответствующая ментальности россиян и сама являющаяся ее продуктом", например, композиция волшебной русской сказки.
Большое внимание мотивации воспроизводства человеком себя как субъекта уделяет В.А.Петровский. В этой связи он отмечает, что "источник тенденции к воспроизводству (отражению) себя как субъекта в других людях и в себе самом - пока неизвестен". Гипотетическую модель объяснения этого феномена он выстраивает через подражание как "сложную врожденную реакцию человека, непроизвольную имитацию действий другого индивидуума". Проведя ряд исследований, В.А.Петровский и его коллеги зафиксировали, что правило "взаимоследования" (подражания друг другу) распространяется, лишь на такие действия, которые представляют собой отклонения от стандарта, превосходят норму и т.п., то есть, заразительны примеры не любого, а именно надситуативного поведения. Таким образом, в качестве примера для подражания "общество нуждается в магически эффективной личности" (В.Одайник). Порождение себя как субъекта в этой цепочке подражания выступает как "самоценная активность индивида". С точки зрения повышения политической субъектности, этот феномен можно хорошо использовать в социальной рекламе, предлагая сюжеты с ярко выраженным надситуативным поведением и формированием субъект-субъектных отношений.
Для того чтобы создавать эффективную социальную рекламу, отмечает В.Г.Зазыкин, необходимо осуществлять ее психологическое сопровождение и выдерживать следующие общие требования к социальной рекламе:
- четкость и ясность мыслей, оценок, установок;
- однозначность их толкования;
- убедительность образа конкретных действий, который должен стать регулятором поведения для тех, кто воспринял данную рекламу (использование глаголов побудительной формы и пр.);
- реклама должна апеллировать скорее к чувствам, чем к рассудку, то есть она должна быть эмоционально заразительной;
- социальная реклама должна иметь универсальную форму, доступную для понимания всех.
Объектом социальной рекламы он называет отдельные личности, большие и малые социальные, профессиональные и национальные группы (то есть она создается для всех). Главная цель социальной рекламы - "гуманизация системы отношений и установок личности как регулятора поведения и деятельности". Что и является главной целью оптимизации отношений субъектов политической деятельности. Также Зазыкин отмечает, что перспективным для нашей страны является особый вид социальной рекламы, направленный на формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к людям, выполняющим свой ратный долг и т.п. В социальной рекламе должно быть уникальное гуманистическое предложение, тогда она будет весьма действенной. Предлагать надо прежде всего конкретные высоконравственные гуманистические образцы поведения и отношений, чтобы люди задумались о своих поступках, сравнили их с представленными в рекламе и захотели бы быть хоть чем-то похожими на героев рекламных роликов.
Формирование субъект-субъектных отношений в большой степени подобно созданию мифа и его материализации. Подобно тому, как в маркетинге многое зависит не столько от исследований потребительского спроса, сколько от создания ожиданий у населения от потребления нового, выбрасываемого на рынок продукта или услуги. Это особенно уместно, учитывая что "социально-политическая психология сплошь и рядом бывает иррациональной и мифологичной".
Ведь отношение (отношения) - это не только констатация факта, слепок существующей ситуации, но и формирование будущего. Это легко проследить на межличностном уровне. Очень часто в состоянии конфликта одному человеку бывает достаточно изменить свое отношение к оппоненту на более спокойное и понимающее, как он тоже "сменил гнев на милость", и конфликт исчерпывается или входит в конструктивное русло.
Многие представления об обществе, поступающие к индивиду из различных социальных источников - семьи, школы, непосредственной социальной среды, по каналам массовой информации - часто усваиваются им как бы автоматически и готовом виде, не подвергаясь какой-либо модификации и переработке (так как не могут быть проверены лично). В этом смысле интересен семиологический подход, предложенный Р.Бартом. Барт отмечает, что "всякая семиологическая система есть система ценностей, потребитель же мифов принимает их значение за систему фактов; миф прочитывается как фактическая система, будучи в действительности всего лишь системой семиологической".
В этой деятельности нельзя обойтись без средств массовой коммуникации.
Современные средства массовой коммуникации (СМК) дают возможность передавать огромные объемы информации на колоссальные по численности аудитории.
Социально-психологические аспекты массовой коммуникации в последнее время все чаще становятся объектом исследования. Это связано с быстрыми темпами развития СМК и соответствующим пропорциональным увеличением их влияния на общественность.
Некоторые авторы определяют современную социальную действительность как "мир мифов" (Р.Барт), который находится под "властью текстов", а население называют "СМИ-общественностью". Кепплингер Г.М. говорил о существовании реальной культуры и "культуры СМК" (аналогично понятию "власти текстов": всё то, что нас окружает - есть суть сообщение, любое сообщение - есть текст). "Необходимо помнить, что в сегодняшней политической жизни самым мощным и надежным средством воздействия политика на публику является коммуникация. С ее помощью политик не только передает свои мысли и чувства, но и конструирует свой образ и даже создает специфическую политическую реальность". "Внезапно понятие общественный деятель трансформировалось в понятие деятель средств массовой информации".
Таким образом, культура СМК - это отбор мира глазами СМИ, и если мир находится вне досягаемости, вне поля зрения человека, то реальность СМИ остается единственным миром человека.
Существует большое количество средств передачи информации. Язык же можно определить как специфическое средство хранения и передачи информации, а также как основное средство управления человеческим поведением, познания действительности и самосознания личности.
Блакар определяет язык как "инструмент социальной власти". Здесь понятие "власть" используется в обыденном, достаточно широком значении, означающем возможность оказывать воздействие, влияние на кого-либо.
"Тот, кто желает реформы общества, располагает эффективным средством в виде реформы языка" (Блакар). Маркузе утверждает, что те, в чьих руках находится власть в обществе, используют язык для того, чтобы установить и скрыть "реальную ситуацию".
Язык может реально способствовать власти на различных уровнях: 1) в отдельном акте коммуникации, 2) система языка представляет собой определенные точки зрения или интересы, определяя тем самым значительное воздействие этих точек зрения на всякого, изучающего или использующего данный язык, 3) различные языки и диалекты, даже сосуществующие на одной и той же территории, могут иметь разный статус.
Выделяются четыре основных характеристики языка, которые делают "язык инструментом социальной власти": 1) выбор при кодировании и декодировании; 2) сложность отдельной вербальной единицы; 3) язык как открытая и порождающая система; 4) собственно система языка как отражение существующих отношений власти.
Взаимодействия между отправителем и получателем очень сложны. Это объясняется, во-первых, отправитель должен попытаться предвосхитить и определить, как именно получатель поймет и проинтерпретирует ("декодирует") сообщение на основании своих фоновых знаний и своей точки зрения, во-вторых, тем, что в межличностном общении отправитель и получатель постоянно меняются ролями. Таким образом, получатель косвенно влияет на лингвистическое и коммуникативное структурирование отправителя.
На все возможности отправителя структурировать и обусловливать восприятие получателя влияют разнообразные факты, ограничивающие его власть. К таким фактам Баклар относит: а) саму окружающую действительность, б) сам язык, как систему, в) представления получателя об отправителе и г) собственную "свободу" получателя интерпретировать то, что он слышит и занимать по отношению к этому определенную позицию.
Итак, чтобы избежать социальных “ловушек”, люди должны общаться. Очевидно, что активизация общения во всех сферах послужит хорошим залогом формирования новых, более эффективных, перспективных и взаимовыгодных отношений в системе жизнедеятельности людей.
Конкретные мероприятия по преобразованию и оптимизации отношений субъектов политической деятельности зависят от наличной ситуации и детерминирующих ее факторов, которые оцениваются в соответствии со схемой ПСК технологии применительно к конкретной ситуации взаимодействия. В общем виде они могут быть следующими:
1) Разъяснительная работа с политическими деятелями (осознание граждан как субъектов политической деятельности) - может быть проведена в рамках специальной программы по “Повышению эффективности политической деятельности”. Политический деятель в своей работе, при построении взаимоотношений должен опираться и исходить из существующих правоотношений; помнить о своей миссии и целях, возложенных на него самим собой и обществом, и на этой основе формировать и перестраивать систему своих субъективных личностных отношений. Оптимизация системы субъективных отношений политических деятелей включает смену приоритетов, уточнение целей и задач управляющей подсистемы в целом.
2) Для развития социальной активности граждан - “потенциальных участников политической деятельности” (цель: осознание себя как субъекта политической деятельности). Одной из форм могут быть игровые тренинги (деловые игры) с помещением участников в социальную роль политических деятелей. Такие тренинги направлены на “выращивание” активной позиции и осознание целей и способов деятельности реальных политических деятелей (повышает понимание социальной роли последних, плюралистичность в отношении отличных от своих политических взглядов и позиций). Эффективность такого рода формирующей и коррекционной работы была установлена автором во время семинара "Таллиннской школы менеджеров" “Летние деловые игры - 2000” (форма проведения: восьмидневный бизнес-лагерь). Это “игра в государство” с моделированием всех основных политических процессов и событий, включая выборы, принятие бюджетов, экономические процессы, передачу власти и т.п. Временная пропорция - “день равен году”, то есть, за восемь дней прошло два президентских срока, соответственно, дважды были проведены “государственные и региональные” выборы с соблюдением всех основных требований и процедур. По отзывам участников, они, оказавшись в позиции действующих политических деятелей и государственных служащих, стали намного шире смотреть на все происходящие в политической деятельности процессы, стали лучше понимать мотивы поведения реальных политических деятелей и свои гражданские возможности участия в демократическом процессе и в политической деятельности государства в целом.
3) Формирование у субъектов политической деятельности (независимо от уровня и степени участия в политической деятельности) конкретных способов взаимодействия, соответствующих формированию и развитию субъект-субъектных отношений. Перестройка системы субъективных отношений личности (отношений-оценок) в направлении восприятия другого как равного в правовом и психологическом плане субъекта взаимодействия и деятельности. Что повлечет качественное изменение отношений-связей.
Для формирования субъект-субъектных отношений один из субъектов, находящийся в активной позиции, (как правило, это управляющая подсистема), должен другого субъекта (который пребывает в состоянии “объекта”), в такую же активную позицию поместить - сформировать у него активное отношение к предмету взаимодействия (в нашем случае - к предмету политической деятельности - к проблемам преобразования, укрепления и развития государства и общества). Когда все участвующие в деятельности субъекты находятся в активной позиции по отношению к предмету деятельности и друг к другу, - тогда и формируются субъект-субъектные отношения. Эффективность данного метода подтвердилась во время избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ноябрь-декабрь 1999 г.) при выработке стратегии поведения и формирования отношений с избирателями кандидатов в депутаты в двух избирательных округах. В результате формирования субъект-субъектных отношений между кандидатом и избирателями, организации совместных действий и при совместном планировании дальнейших действий кандидата (в случае избрания в Думу), существенно возрастает рейтинг кандидата.
Использование НЛП в ПСК технологиях
За последние пять лет в нашей стране получила огромную популярность литература по эриксоновской психотерапии и нейролингвистическому программированию (НЛП). Это новые психотехнологии общения, поистине эффективные и гибкие, так как они используют биобратную связь. НЛП опирается на внутренние ресурсы самого клиента. НЛП успешно изучают и используют в своей деятельности учителя, политики, бизнесмены, психологи, медицинские работники.
Связь НЛП и ПСК технологий может быть двоякой: во-первых, НЛП может стать одним из направлений, эффективно используемым в ПСК технологиях в совокупности с другими методами и подходами; во-вторых, принципы и постулаты НЛП могут стать базовыми для разработки ПСК технологий оптимизации отношений субъектов политической деятельности. Ведь цель НЛП - не борьба или сражение, а взаимопонимание и сотрудничество двух сторон (аналогично в ПСК технологиях - взаимопонимание и сотрудничество управляемой и управляющей подсистем).
Сейчас НЛП успешно используется при ведении предвыборных кампаний, создании эффективных рекламных роликов. НЛП позволяет создавать и использовать новые стратегии поведения, и система или лицо с наибольшей гибкостью в поведении, в конечном счете, будут контролировать взаимодействие.
Основатели НЛП - Гриндер и Бендлер - стояли на позициях гуманистической и гештальт психологии. Можно сказать, что НЛП изучает этичные средства для достижения цели, цель в НЛП не борьба, не сражение, а взаимопонимание и сотрудничество двух сторон.
Некоторые из основных аксиом НЛП гласят:
"Смысл моего обращения заключается в той реакции, которую он вызывает".
Не бывает поражений, а есть только обратная связь. Если результат далек от ожидаемого, это означает только одно: надо делать по-другому. Особенно это бывает важно, когда при общении возникает сопротивление.
"Любое поведение имеет позитивную направленность".
Предполагается, что на подсознательном уровне существует некоторая часть, которая отвечает за соответствующий паттерн поведения. Эта часть пытается осуществить некоторые полезные функции, но делает это теми средствами, которым обучена. Решение проблемы в таком случае заключается в переобучении этой части.
"Каждый располагает необходимыми ресурсами для достижения своих целей".
В опыте самого человека и других людей есть все необходимое для решения возникающих проблем.
Перспективы развития ПСК технологий
Поскольку в данной работе разработана только схема ПСК технологии, основные этапы, направления и уровни оптимизации отношений, то логическим продолжением будет создание конкретных ПСК технологий в соответствии с конкретными целями и ситуациями. Будучи эксплицитно описанной, эффективная ПСК технология может, на основе анализа этого описания, быть далее разработанной и значительно усовершенствованной. Далее, уникальные элементы различных эффективных ПСК технологий, направленных на достижение одной и той же цели могут быть синтезированы в одной технологической структуре, что может позволить получить новую технологию с ранее недостижимыми показателями.
На основании разработанных и усовершенствованных ПСК технологий, могут быть созданы экспертные системы. Одним из вариантов экспертных систем может быть банк методик, формируемый на основании сбора, изучения и систематизации технологической информации, относящейся к достижению сходных целей. Необходимый элемент банка методик - система подбора соответствующего методического обеспечения для формирования оптимальных отношений в конкретно-исторических условиях. То есть, по заданным параметрам из различных элементов разных ПСК технологий формируется новая ПСК технология для применения в данном конкретном случае.
Для разработки и создания экспертных систем решающее значение имеет развитие информационных технологий. При этом, экспертные системы создаются не для экспертов - профессионалов высокого класса, владеющих включенными в экспертные системы ПСК технологиями, а для пользователей, которые не являются специалистами в этой области, например, для глав и сотрудников различных администраций. Частные случаи применения ПСК технологий для оптимизации отношений могут быть следующими: связи с общественностью в период избирательных кампаний; рекламные кампании; формирование общественного мнения относительно конкретных организаций, политических деятелей.
Создание экспертных систем ПСК технологий позволит во много раз сократить временные затраты в процессе принятия решений при формировании субъект-субъектных отношений. Тем не менее, в процессе применения ПСК технологий, безусловно, будут оставаться участки, где будет необходимо непосредственное участие профессионалов, их опыта в решении подобных задач.
С разработкой экспертных систем ПСК технологий возникает необходимость в создании эффективных систем их внедрения. Всё это может стать предметом отдельного исследования.
<< На Главную
"От Автора"
Содержание
Вперед >>
© Copyright_ Комарова Светлана Львовна