Центр индивидуального консультирования "Статус-Свобода"
Центр Статус-Свобода

            Центр "Статус-Свобода"

Мы Всегда готовы Вам помочь! Позвоните сегодня: +7 (926) 205-87-28


 

Главная

Семинары

Отношения

Успешность

Библиотечка

На Консультацию

"От Автора"

      Публикации Комаровой Светланы Львовны

  • «Некоторые аспекты управления социальным поведением»
      // Проблемы управления России в XXI веке: глазами молодых. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Часть 2. – Саратов: ПАГС, 1999.

Саратов, 1999

С.Л.Комарова

Некоторые аспекты управления социальным поведением

Социальное поведение - это поведение и деятельность людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам (9, с. 1259).

В настоящее время уделяется все большее внимание проблеме исследования поведения людей в реальных социальных группах в связи с возросшей необходимостью совершенствования управления общественными процессами.

Кризисы, с которыми сталкиваются государства в период радикальных преобразований и изменений, носят не только экономический и политический, но и глубоко психологический характер. Это связано с отсутствием функциональных моделей сознания и оптимальных способов поведения, практических знаний о новой общественной действительности, пригодных для повседневной экономической и социальной жизни в новых изменившихся условиях.

Годы перестройки психологически подготовили довольно большую часть населения к восприятию нового социального представления, основными категориями которого стали свобода (в самых разных её проявлениях - в сфере экономики, политики, прав личности, информации), рынок и демократия. Однако проникновение в массовое сознание этих категорий как новых ценностей не сопровождалось рациональным и конкретным разъяснением, описанием путей и перспектив развития страны, проблем, которые с этим связаны. Другими словами, когнитивное содержание новых ценностей отсутствовало или оставалось неясным. Это повлекло развитие представления о том, что с помощью реформ можно быстро достичь всеобщего благосостояния и социальной гармонии; понятие "демократия" (у тех, у кого оно вообще было) приравнивалось к соблюдению прав человека, причем под этими правами большинство понимало не гражданские свободы и возможность их активного использования, а "пассивные" социально-экономические права, существовавшие при коммунистическом режиме. В целом понятие "демократия" остается для российского общества абстракцией, заимствованной из чужого (западного) опыта. Люди не знают, как участвовать в демократическом процессе - помимо выборов.

В такой ситуации возрастает социальная напряженность как следствие расхождения между провозглашаемыми ценностями и реальными условиями жизни людей.

Кроме формирования целостной демократической системы правовых норм, радикальных изменений в экономике для снижения социальной напряженности необходимо "заполнение когнитивного вакуума" (Дилигенский) (6), или "уточнение ценностей" (П.Вейлл) (3), которое, по Вейллу, является основной функцией руководства и управления и должно иметь непрерывный характер в пространстве и во времени.

В соответствии с принципами, предложенными П.Вейллом, уточнение ценностей может происходить лишь в сторону их усложнения, расширения. Отмена одного когнитивного наполнения понятия и замена его на другое вероятнее всего встретит сильные формы сопротивления, это может объясняться тем, что люди не поймут, во имя чего производится такая замена. Кроме того, ценности являются внутренней, обусловленной чувствами позицией и не могут быть подавлены или отменены. Таким образом в нашей ситуации необходимо расширять значение понятий "свобода" и "демократия", давать более глубокое разъяснение рыночных отношений, возможностей и сложностей, связанных с ними.

При расширении (усложнении) этих понятий невозможно обойтись без коммуникации и, соответственно, языка. В этом смысле язык и тексты могут рассматриваться как факторы структурирующие социальную и политическую жизнь и управляющие ею.

Современные средства массовой коммуникации (СМК) дают возможность передавать огромные объемы информации на колоссальные по численности аудитории.

Социально-психологические аспекты массовой коммуникации в последнее время все чаще становятся объектом исследования (2; 5; 7 и др.). Это связано с быстрыми темпами развития СМК и соответствующим пропорциональным увеличением их влияния на общественность.

Язык может реально способствовать власти на различных уровнях: 1) в отдельном акте коммуникации, 2) система языка представляет собой определенные точки зрения или интересы, определяя тем самым значительное воздействие этих точек зрения на всякого изучающего или использующего данный язык, 3) различные языки и диалекты, даже сосуществующие на одной и той же территории, могут иметь разный статус.

Блакар (10) выделил четыре основных характеристики языка, которые делают "язык инструментом социальной власти"; основные механизмы, с помощью которых реализуется осуществление власти в акте коммуникации.

Снижение социальной напряженности, рост личной активности граждан, адаптация их к новой социальной реальности, формирование определенного типа личности – факторы, являющиеся необходимым условием функционирования гражданского общества. Существует ряд факторов, имеющих социально-культурный характер, которые делают человека способным функционировать в условиях свободы и определяют степень выраженности активности и плюралистичности личности (4, с. 327). Плюралистичность - способность принять точку зрения оппонента, подвергать сомнению свою позицию, т.к. предметом споров и дискуссий являются обычно не сами факты, а гипотезы и оценки, стоящие за ними. Плюралистичность становится особенно значимой, когда мы говорим о демократическом процессе и участии в нём равноправных субъектов гражданского общества.

Плюралистичность может рассматриваться через такие психологические характеристики как когнитивная сложность (8, с.609), категоризация (8, с.217).

Л.Я.Гозман и Е.Б.Шестопал (4, с.334) выделяют пять факторов, определяющих уровень плюралистичности; отмечается, что большая часть этих факторов относится к системе обучения и воспитания.

Литература

  1. Барт Р. Мифология. - Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С.Н.Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.
  2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 127 с.
  3. Вейлл П. Искусство менеджмента / Пер. с англ. Козыревой И.Б. - М.: Изд-во "Новости", 1993. - 224 с.
  4. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - 448 с.
  5. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
  6. Дилигенский Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? // Московский Центр Карнеги. Журнал Pro et Contra, Том 2, №4. Осень 1997. Гражданское общество.
  7. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./ Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. - М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1996.-352с.
  8. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
  9. Советский энциклопедический словарь/ научно-редакционный совет: А.М.Прохоров (пред.). - М.: "Советская энциклопедия", 1981. - 1600 с.
  10. Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы / Сост. В.М.Сергеева и П.Б.Паршина; Общ. ред. В.В.Петрова. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

______________________________________
© Copyright_ Комарова Светлана Львовна

Используя материалы, сделайте ссылку на текст и на Автора -
                           Заранее Вам признательны!


Рейтинг Досок Объявлений Яндекс цитирования Каталог Agates liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 

Партнерские Ссылки >>

Hosted by uCoz