1.1. Субъекты политической деятельности - сущность и классификация
Любая деятельность представляет собой целеустремленную активность, реализующую потребности субъекта. Как общественно-историческая категория деятельность представляет собой специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Ее неотъемлемая характеристика осознанность. Деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Целостное понимание деятельности заключается в ее предметности.
А.Н.Леонтьев рассматривает предметную деятельность как систему, включенную в структуру отношений общества, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Предмет деятельности через свою побудительную и направляющую деятельность функцию становится ее мотивом.
Политическая деятельность постоянно изменяется, трансформируется, как и любая человеческая деятельность. Ей присущи все характеристики деятельности как категории. Основной, или конституирующей, характеристикой деятель-ности является ее предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и от-ношениям независимого от нее объективного мира. Предметность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные свойства предметов, среди которых действует субъект. Предметность политической деятельности заключается в тех преобразованиях, которые посредством нее осуществляются в государстве и обществе. На предметность политической деятельности влияют те конкретно-исторические условия, в которых она осуществляется. Предметность отражается во взглядах на политическую деятельность, в трудах ученых, в практической политической деятельности.
Деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы субъект-объект.
Различают объект деятельности и субъект деятельности. Ключевым в этом отличие является то, что субъект - это прежде всего носитель активности, источник преобразования, целеполагающее существо (индивид или группа). Тогда как объект - фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта, взаимосвязанного с ней. Это применимо, безусловно, и к политической деятельности. Чаще всего как объектом, так и субъектом политической деятельности являются люди, то есть участники политической деятельности. Кроме того, объектами политической деятельности могут быть общественные явления, процессы, ситуации, факты. В политической деятельности объектно-субъектная взаимосвязь представляет собой органическое единство: ведь человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения также выступают одновременно и как объекты политической деятельности, и как ее субъекты. При этом соотношение субъекта и объекта в политике и политической деятельности в разные периоды и с различных точек зрения неодинаково.
Политика неотделима от человеческого общества, его прошлого, настоящего и будущего. Историческое развитие общественно-правовой мысли, опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрированно представлен историей политических и правовых учений. Это наследие оказывает существенное воздействие на эволюцию политического знания и практического опыта политической деятельности. Генезис феномена "политика", принципы разработки методологии политической деятельности, сложившиеся на разных этапах исторического развития общества, являются исходной теоретико-методологической базой политических концепций отечественных и зарубежных ученых.
В античной общественной мысли политика, "самая главная из всех наук и искусств", утвердилась как "искусство управления людьми" . Об этом свидетельствует и этимология слова. Политическая мудрость древних гласила, что счастливая жизнь народа должна быть обеспечена справедливым правлением. Овладение искусством политики доступно "исключительным" людям. Управление государством (политическая деятельность) удел избранных, способных превзойти своих граждан добродетелями, умом, моральными качествами. В "Диалогах" Платона политика рассматривается как идеология "избранных", которым "сила дарует право" , которое есть "интерес более сильной партии" .
Тезис о том, что в борьбе за политическую (государственную) власть допустимы любые средства один из самых древних и распространенных. Макиавелли, анализируя политические нравы своего времени, пришел к выводу, что государи руководствуются в общественных делах не нормами нравственности, а соображениями политической целесообразности. Политика "пренебрегает нравственными правилами и считает всякое средство дозволенным", если оно ведет к желаемой цели . Не случайно Макиавелли пишет о необходимости "личины для государей", которые "должны обладать великим искусством притворства и одурачивания" .
Изучение современных зарубежных источников свидетельствует о различном понимании сущности политической деятельности, так как основанием научных исследований служат разные методологические принципы, в основе которых разное понимание феномена политики. Используя методологию М.Вебера, некоторые исследователи сводят всю политическую систему к государству. Другие, согласно теории Т.Парсонса, рассматривают ее как совокупность лиц, выступающих в определенных ролях, или как совокупность индивидов и институтов, действующих совместно, чтобы найти решение проблемы. Американский политолог Г.Лассвел считает, что главное в политике распределение ценностей (власть, образование, богатство) среди людей, важно при этом определить, кто и что получает, когда и как.
Существует мнение, что политика - это сложный механизм, включающий в себя массу других явлений и процессов. Главные составляющие политики - это политические отношения и политическая деятельность. При этом политические отношения образуют тело политики и реализуются через политическую деятельность. Политические отношения в свою очередь проистекают из общественных отношений и охватывают все взаимосвязи по поводу власти, господства и подчинения.
Часть российских исследователей-политологов рассматривают политическую деятельность как производную по отношению к экономической, но сохраняющую значительную самостоятельность и предпочитают рассматривать политические вопросы преимущественно через призму проблем формирования, согласования и предъявления общественных интересов.
Политическая деятельность, как исторически сложившийся вид общественной деятельности, не является застывшим образованием. Она подвержена противоречивым изменениям. Предметом политической деятельности являются проблемы жизнедеятельности людей, владения государственной (политической) властью и участия в ее осуществлении, определение перспектив и направлений общественного движения, управление общественно-политическими, социально-экономическими процессами общества.
Современное политологическое определение сводит воедино очевидные составляющие и функции политической деятельности: "Политическая деятельность - специфическая профессиональная и непрофессиональная (общественная) деятельность в различных областях государства и общества. Социальную основу этой деятельности составляют интересы и потребности различных социальных групп и слоев, национальных образований, а ее сердцевину - проблема власти, отношения по поводу власти: либо ее удержание и сохранение, либо ее реформирование и коренное преобразование, которые могут осуществляться различными способами. Политическая деятельность может оказывать прогрессивное воздействие на общество, способствовать сохранению гражданского мира и согласия, но может и дестабилизировать обстановку, вызывать конфронтацию и вражду" .
Исследование сущности политической деятельности позволяет сделать вывод о том, что политика многомерный феномен, проявляющийся в двух постоянно взаимодействующих измерениях: объективном и субъективном. При рассмотрении политики как деятельности есть все основания признать ее и наукой, и искусством управления (государством, людьми), выстраивания отношений, реализации интересов, а также завоевания, удержания, использования политической власти и проведения линии поведения субъекта политики. Политика при этом выступает для субъекта деятельности как "призвание и профессия" .
Политика, как "искусство управления людьми" с момента своего возникновения одними воспринималась как инструмент утверждения справедливости, другими ее отрицания. В первых попытках научного осмысления феномена политики фиксируется эгоистический характер политического поведения. Несмотря на некоторое размежевание взглядов, для ранних мыслителей общей была трактовка биологической природы политики, корни которой в эгоистической сущности человека. Ссылки на иррациональность человеческой природы, как на фактор формирования политики, и положение о том, что основа политического поведения определяется биологической природой индивида, встречаются и в современной западной политологии, основанием которой является психологическая концепция бихевиоризма.
Альтернативой биологизации политики выступал и выступает диалектико-материалистический подход, раскрывающий социальную сущность политики.
В целом же трактовкам сущности политики, предшествовавшим современному этапу мирового общественного устройства, была присуща, с одной стороны, абсолютизация психологического подхода, что привело к биологизации политики, отсутствию определенных методов в изучении "социального поля" вокруг власти, воздействующего на субъект политики и определяющего результаты его деятельности. С другой стороны, раскрытие сущности феномена политика только через "социальное", привело к недооценке психологического аспекта политики, что значительно обеднило возможности познания политической деятельности, как особого вида человеческой деятельности.
Золотая середина, по всей видимости, - это сочетание психологического и социального в политике. Именно такую возможность и дает нам социальная психология или, как уточняет Дилигенский, социально-политическая психология. Дилигенский, выделяя социально-политическую отрасль в психологии, ставит задачу собрать и возможности систематизировать те социально-психологические знания, объектом которых являются взаимоотношения и взаимосвязи человека и общества. При этом понятие "общество" трактуется как совокупность многообразных отношений между людьми в границах определенного национально-государственного или цивилизационно-исторического пространства. Он подчеркивает, что ни одна из существующих дисциплин не рассматривает макросоциальный уровень психологических отношений и процессов как особую сферу психической жизни людей, тогда как работы в этом направлении ведутся с разных сторон, и их общая цель давно уже осознана научной мыслью. Обобщенно эта цель состоит в "познании психической жизни людей одновременно как продукта и движущей силы функционирования и развития общества" .
В свою очередь психическую жизнь людей как продукт и движущую силу функционирования общества, можно назвать политической деятельностью личности, так как, во-первых, здесь имеются в виду только те психические процессы, которые связаны с политикой и возникают только в связи с ней. И, во-вторых, политическая деятельность (как одна из составляющих политики) является, с одной стороны, реакцией на внешние условия, вводные, ситуацию - то есть, продуктом; с другой стороны, сама создает эти вводные, новые условия и таким образом становится движущей силой функционирования общества, так как вынуждает общество считаться с ней.
Рассматривая политическую деятельность мы имеем ввиду всю (любую) деятельность на определенной ограниченной территории, которая так или иначе определяет стратегию развития этой территории, управление, ее внутренние и внешние связи. На выше указанные процессы влияют прежде всего субъекты экономической деятельности, крупные социальные группы, в которые входит большая часть населения (это могут быть, например, бюджетники; или такие профессиональные группы как шахтеры, нефтяники, военные; либо мигранты, определенные национальные группы) - это зависит от специализации региона или других его особенностей.
В политической психологии рассматривают политику как многомерный континуум, в котором можно выделить систему, процесс, совокупность детерминант, моделируемых политических связей и отношений (политические игры), систему ценностей, область субъектной самореализации человека и интегративный социально-психологический феномен.
Политика в рамках политической психологии предстает как совокупность отношений между большими социальными группами (макрогруппами): этносами, нациями, сословиями, классами, конфессиональными общностями, партиями, государственными образованиями и т.д. Соответственно политическими можно считать действия, в которых практически воплощаются формальные или неформальные межгрупповые отношения. При этом сфера политической активности включает огромное разнообразие социальных событий - от индивидуального лидерства до государственного регулирования жизнедеятельности общества, публичных акций, гражданских и международных взаимоотношений, конфликтов, войн и т.п.
Политическая деятельность дифференцируется на теоретическую и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены. Политическая теория приобретает действенность и эффективность тогда, когда опирается на практический опыт масс и совпадает с их потребностями и интересами. Отличительной чертой научного знания, которое работает с социумом, является описание актуальных общественных процессов или, как это еще называют, - развитие науки обусловливает социальный заказ. Это логично, так как было бы странно, если бы ученые занимались неактуальными вопросами. Так, например, в XIX веке внимание психологов привлекли массовые стихийные формы политического поведения (стихийные бунты, демонстрации, паника, поведение толпы), что было связано с усиливающимся революционным движением во многих странах. В середине XX века изучаются межгрупповые и внутригрупповые феномены - в историческом плане это корреспондирует с войнами, в том числе и с холодной войной, "железным занавесом" и т.п. (понятия "Мы", "Они", др. социально-психологические феномены). Во второй половине ХХ века психология приступила к исследованию тех факторов, которые мотивируют включение человека в политику и участие в ее различных формах. Сам факт такого направления деятельности уже говорит о многом - это связано с объективными процессами исторического и общественного развития, является их отражением и подчеркивает их. И это означает, что именно сейчас, как никогда раньше растет "роль личности в истории" - роль каждой личности.
Политическая деятельность, имея социально-психологическое основание, не может осуществляться отдельным индивидом вне социальных групп, без взаимодействия с другими людьми, вне контекста (наличной социальной ситуации - социально-экономических условий, внутренней и внешней политики). Политическая деятельность, учитывая развитие технического и экономического прогресса, прежде всего относится к системе "человек-человек", так как именно во взаимодействии людей рождается стратегическое направление политической деятельности, ее ориентиры и способы реализации (как социальные, так и чисто технические). В настоящее время круг субъектов политической деятельности сильно расширился. Это связано и с социально-экономическими преобразованиями, и с социально-технологической организацией жизни, и, одновременно, с изменениями в нормативно-правовой системе государства.
На эффективность политической деятельности, которая, по сути, является деятельностью по преобразованию, развитию и укреплению государственной власти, государства и общества, очень большое влияние оказывает количественный и качественный состав людей, участвующих в политической деятельности. Рассматривая политику как деятельность, главным аргументом выдвигается то, что политику делают люди, следовательно, их поступки и есть главный объект изучения. При изучении политики на основе реализации деятельностного подхода, который предложили С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и другие отечественные психологи выстраивается стройная система деятельности субъектов политики. Многие авторы отмечают, что "в современном демократическом обществе не только профессионалы, но все дееспособные граждане включены в политический процесс, являются его неотъемлемой частью", и далее: "…роль рядовых граждан в политике неизмеримо возросла" .
Таким образом происходит признание политики в качестве неотъемлемой части человеческой жизни и "области субъектной самореализации человека" (идея была выдвинута еще Аристотелем).
Может существовать большое количество различных задач, форм, типов, видов и направлений политической деятельности, а также способов, методов, технологий и механизмов ее осуществления. Общим для всех них будет являться наличие субъектов политической деятельности, взаимодействия и взаимосвязи между ними, обусловленных определенными отношениями; наличие объекта и предмета политической деятельности, ее целей и задач.
Происходящие на планете процессы вынуждаю постоянно "уточнять" понятие политики и все корреспондирующие с ним. Это связано с динамикой развития отдельных государств, где создаются эти определения, и тенденциями общемирового развития в целом. И сейчас мы, конечно, уже не можем сказать, что государство - это только "аппарат угнетения одного класса другим" и т.п. В настоящее время на первый план выходят интересы личности, каждого конкретного человека. Но это уже следствие, так как "любая социальная перемена происходит лишь тогда, когда появляется возможность выразить сложившиеся культурные установки в существующих категориях рыночной экономики" . Изменения в первую очередь отражаются на способах общественного производства и потребления, принципах социально-технологической организации и образе жизни, которые оказывают большое влияние на политическую деятельность и политическую жизнь в целом.
В настоящее время основные тенденции в соотношении секторов общественного производства неуклонно приближают социальную организацию к типу постиндустриального общества. В двух словах - это новый принцип социально-технологической организации жизни, вытесняющий индустриальную систему, точно так же, как она сама вытеснила когда-то аграрную. По мнению Даниела Белла, выдающегося американского социолога, основателя концепции постиндустриального общества, (которая долго находилась под запретом в Советском Союзе по причине её явного несоответствия теории научного коммунизма), постиндустриальные тенденции не заменяют прежние социальные формы как некие "стадии" общественного развития. Они часто сосуществуют, усложняя общество и природу его социальной структуры.
Отличительные черты постиндустриального общества - это деятельность, связанная в первую очередь с обработкой данных, управлением и информацией. Ключевая роль принадлежит информации и скорости, увеличивается значение информации как товара. Реорганизация экономики и переход к новым высокотехнологичным специальным производствам с высокой добавленной стоимостью. Постиндустриальные перемены связаны с кодификацией теоретического знания, что делает науку отличительной чертой этого общества. Это образ жизни, который во всё возрастающей степени сводится к "взаимодействию людей друг с другом". Общество основано на услугах. Причем широкое распространение получают новые виды услуг - гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и профессиональные услуги (анализ и планирование, дизайн, программирование и т.д.) . Очевидно растет роль человеческого фактора, человека как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. То же происходит и в политической сфере.
По данным "Регионального общественного центра интернет-технологий" (РОЦИТ, февраль 2001 г.) , в настоящее время тенденции развития российской экономики уже во многом сопоставимы с мировыми. Если раньше мы были во многом уникальны (происходящие в стране процессы не подчинялись никаким общемировым тенденциям и закономерностям), то в течение последних трех лет ситуация стремительно меняется на противоположную. Сейчас уже можно говорить о России как о части мирового сообщества не только в политической жизни, но и в социально-экономическом развитии. Современная Россия занимает всё более прочные позиции в мировом сообществе, повышается уровень жизни населения и потребительский спрос. Соответственно, все тенденции мирового развития применимы и к России.
Завершение двадцатого века отмечено увеличением внимания к исследованию интересов личности, общества и государства, что послужило основанием для складывания еще одной важной парадигмы социальных перемен - концепции безопасности, получившей признание во многих странах мира, в том числе в России. Главный акцент в этой парадигме состоит в том, что основанием желательных социальных изменений (и политической деятельности) считается гарантированная защита интересов - человека, семьи, общества и государства. Интересы личности, интересы общества, интересы государства стали ядром Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а их совокупность определила стратегию национальных интересов России во всех сферах жизнеобеспечения и безопасности . Это, безусловно, находит свое отражение и в практической политической деятельности, становится ее главным приоритетом и отражается в нормативно-правовых актах. В целом более трети Конституции РФ посвящено правам и свободам человека и гражданина и способам их реализации, защите личных и частных интересов.
Рост научно-технических достижений и сопровождающее его увеличение скорости всех процессов повышает роль отдельных индивидуумов в различных сферах жизнеобеспечения: политической, социальной, экономической, экологической, военной, технологической, информационной, гуманитарной и др.
Таким образом, весь исторический процесс и динамика научной мысли подводят нас к тому, что одновременно с расширением и уточнением понятия политической деятельности в уточнении нуждается определение субъекта политической деятельности.
Индивидуальные субъекты политической деятельности
В России с принятием Конституции 1993 года все граждане Российской Федерации названы субъектами политической деятельности, ибо, в соответствии статьей 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане имеют право проводить собрания, митинги и демонстрации, участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.
Таким образом, в настоящее время, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, все граждане включены в политическую деятельность, то есть являются субъектами политической деятельности. Однако же на практике не все граждане осознают себя субъектами политической деятельности, и даже в выборах не все участвуют сознательно (часто либо не приходят на выборы, считая себя не в состоянии влиять на ход голосования, либо участвуют формально, выбирая "кого попало" по какому-либо случайному признаку). То есть на практике не все граждане являются субъектами политической деятельности в полном смысле этого слова, так как таковыми себя не осознают. Здесь мы подошли к рассмотрению тезиса о такой неотъемлемой характеристике деятельности как осознанность.
Казалось бы, важнейшим критерием отличия субъекта от объекта политической деятельности будет критерий осознанности и активности, ведущая роль, функция координации, регулирования всех главных сторон социальной жизни. Однако в политической деятельности, как нигде больше, активность вряд ли стоит считать единственным признаком субъекта, в данном случае более важным будет влияние. Так как просто активность (ситуативная, непродуманная, хаотичная - "броуновское движение") здесь вряд ли даст результат (изменение состояния предмета и объекта деятельности). Таким образом, очень часто бездействие, неактивность в политической деятельности - это позиция, которая вызывает следствия в виде изменения политического курса, принятия тех, а не иных управленческих решений; так, например, неактивность гражданского населения может быть позицией, имеющей значительное влияние. В политической деятельности активность лучше понимать как активную позицию*
----------------------
* Активная позиция включает: готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию (а также на ситуацию в обществе) по-новому, что иногда требует мужества; готовность увидеть актуальные проблемы; попытку самостоятельно их решить; готовность действовать совместно с другими субъектами политической деятельности; готовность выполнять определенные требования взаимодействия; желание самостоятельно совершать определенные действия; готовность пойти на внутренние компромиссы при самостоятельном достижении конкретных целей (например, ограничить себя в чем-то, отказаться от удовлетворения некоторых сиюминутных желаний ради достижения более важных целей); и т.д.).
----------------------
Если мы говорим, что политическая деятельность - это любая деятельность по преобразованию и развитию государства и общества, то тогда субъектами политической деятельности являются все, кто способен осуществлять преобразования в государственных и общественных сферах.
Обобщая все вышесказанное, подчеркнем, что основой политической деятельности являются интересы и потребности людей, которые не могут быть удовлетворены иначе как через специфическую общественную деятельность (которую и называют политической), самостоятельно либо через своих представителей (партии, движения, общественные объединения). А поскольку остается все меньше сфер деятельности, которые не связанны с социумом и не зависят от него (их практически нет), следовательно, всю социальную (общественную) деятельность людей можно считать политической. Практически всем членам общества есть где приложить свои усилия.
Таким образом, можно рассматривать в качестве субъекта политической деятельности каждого гражданина РФ, а не только руководящие кадры, представителей политической элиты или профессиональных политиков (имея в виду занятие политикой как вид профессиональной деятельности). Субъектами политической деятельности, так или иначе вовлекаясь в нее, становятся все люди. При этом следует разделять вольное и невольное, непосредственное и опосредованное участие и, с психологической точки зрения, сознательное и неосознанное.
Развитие политической субъектности
Как только закончилась первичная социализация, и индивид начал совершать социально значимые поступки (начиная примерно с юности), он становится действующим субъектом политической деятельности. Затем развитие политической субъектности также неразрывно связано с процессом социализации, но уже вторичной.
Социализация объективно определяется, во-первых, социально-экономическими, политическими, духовными отношениями, характерными для общества на конкретном историческом этапе его функционирования; во-вторых, отношениями, в самих социально-профессиональных группах. Вторичная социализация получила особый импульс в конце ХХ в. Изменения социализационных траекторий в 90-е гг., по мнению А.И.Ковалевой, связаны прежде всего с деидеологизацией, трансформацией институтов социализации, изменением соотношения организованных и стихийных влияний на личность, расширением субъектности индивида в процессе личностного развития. Причиной этого стали общественные реформы в России, вызвавшие идентификационный синдром, в результате которого многие обнаружили свое несоответствие новым требованиям и стандартам. Индивид был вынужден разработать свою социализационную траекторию, возвращаясь к прошлому и прогнозируя будущее. В 90-е личностное все теснее ассоциируется с идеей ответственности человека за реальные, а не только желаемые последствия его действий, за эффекты его собственного развития и развития других людей.
Процесс социализации неразрывно связан с политической социализацией. Процесс политической социализации - это то, как и в силу каких причин люди включаются в политические отношения, как формируется их политическое сознание и поведение, какова мотивация участия граждан в официальной политике.
Е.Б.Шестопал выделяет три направления в западной политической психологии: бихевиоризм, когнитивизм и гуманистическое направление. Бихевиоризм ориентируется на поведенческие структуры, пренебрегая значением сознания, мотивационных характеристик личности. Когнитивизм - на механизмы формирования политического сознания, "политической картины мира", "политического почерка" индивида. Исходя из гуманистической психологии, главным механизмом социализации являются потребности.
Политическая социализация продолжается в течение всей жизни человека, по мере вхождения его в те или иные социальные группы. В результате политической социализации складывается мышление и политических деятелей, которые принимают решения, и рядовых граждан, которые высказывают им свою поддержку или недоверие.
Политическую социализацию можно назвать развитием политической субъектности личности или развитием субъекта политической деятельности.
Приобретение и развитие субъектности вообще и субъектности в политической деятельности в частности - продолжительный и постепенный процесс. Это происходит поэтапно, по аналогии с зоной ближайшего развития - достигнув определенного уровня, человек становится готов усложнять деятельность и развиваться дальше.
Этапы приобретения политической субъектности схематично можно представить след.образом:
1. Выбор вуза - направления учения - начальная стадия субъектности.
2. Выбор характера и сферы трудовой деятельности - стадия приобретения влияния.
3. Переход к активному участию в политической деятельности - целенаправленное влияние на политические процессы, самостоятельное целеполагание, участие в управлении государством и обществом. На данном этапе человек может стать политическим деятелем.
Развитие политической субъектности зависит от социальной позиции, которую занимает индивид - чем выше социальная позиция, тем выше уровень его политической субъектности.
Естественно, если социальная позиция очень низка (крайний пример - лица без определенного места жительства), то такой человек тоже может считаться субъектом политической деятельности, так как сам факт того, что он находится в этой социальной позиции уже определяет направление в социально-политической деятельности, связанное с устранением или коррекцией обстоятельств, которые привели данного человека к такой позиции.
Развитие политической субъектности связно с развитием субъектности личности в целом.
В психологии субъектность иногда называют внутренней активностью. Субъектность позволяет человеку не быть игрушкой в руках судьбы, а самостоятельно планировать и реализовывать свои жизненные замыслы. Именно субъектность позволяет человеку быть самим собой. К проявлениям субъектности человека, самодействия его как причины, относятся деятельность (в широком смысле этого слова - как объединяющая в себе витальные и предметные проявления активности), общение, самосознание. "Быть личностью", таким образом, означает "быть субъектом деятельности, общения, самосознания".
Субъектность рассматривалась и изучалась многими отечественными учеными. Анализ оснований субъектного подхода к изучению активности человека: разработка категории субъекта, подчеркивание деятельностно-преобразующего способа существования человека - представлен в работах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, А.В.Брушлинского, Б.Ф.Ломова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.
В настоящее время в отечественной психологии отмечается усиление интереса к проблематике собственно субъектной активности человека в связи с изменением угла зрения на личность, усилением внимания к характеристике, которая берется в качестве конституирующей это понятие. Если раньше в качестве таковой рассматривалась мера усвоенности социальных норм, то теперь - мера активности, авторства человека по отношению к своей жизни в целом и отдельным ее аспектам (А.В.Брушлинский [1995]; В.А.Петровский [1993]; А.К.Осницкий [1991], [1996]). Вводятся новые понятия, связанные с авторством в активности человека, такие как субъективная реальность (В.И.Слободчиков [1994]; В.Э.Чудновский [1993]), отраженная субъектность и надситуативная активность (А.В.Петровский [1992]). Формируется новый методологический подход, центр которого образует идея субъектности человека, с которой связывается самодетерминация его бытия в мире (Б.Ф.Ломов [1984]; В.А.Петровский [1993]).
Близкое нашему исследованию понимание субъекта предлагает В.А.Петровский. Изучая феномен субъектности с 1971 г. , он использует понятие "свободной причинности" как определяющий признак субъектности. "…"Быть субъектом" - это быть носителем свободной причинности, которая охарактеризована нами как "причина себя" - causa sui". "Свод представлений о личности", - пишет Петровский, - "если мы вдумаемся в их источник, есть, на поверку, реализация идеи субъекта как носителя свободной причинности - причины себя… Именно понятие "субъект" отличает "личность" от "индивида"" . Из этого понимания следует, что "субъект" так относится к "свободной причинности", как "сущее" к "способу своего существования", и таким образом, интуитивно, субъект есть нечто такое, что само воспроизводит свое бытие в мире.
В отношении субъекта политической деятельности это означает, что человек, являясь "субъектом" (то есть "причиной себя"), проявляя свободу воли, управляя своей жизнью и происходящими в ней событиями (помещая себя в ситуации с непредрешенным исходом), может более вероятно стать причиной изменений в государстве и обществе, нежели индивид с неразвитой субъектностью.
Таким образом, развитие субъектности как таковой приводит к развитию политической субъектности, так как если человек осознает себя как причину всех событий и изменений, происходящих с ним, то он, несомненно, задумывается над последствиями совершаемых им социально значимых выборов (поступков) и их связи с общественными процессами и течениями, политической жизнью. "Любое общество ценит, а в периоды глубоких перемен активно выдвигает людей компетентных, решительных, энергичных, способных идти на осложненные социально-психологически, дискомфортные участки работы" .
Обращаясь к акмеологии можно выделить следующие важные для субъекта политической деятельности характеристики: уровень притязаний, жизненная стратегия, организация своей жизни, ответственность, социальная активность, правовая зрелость.
Уровень притязаний в самом общем виде является выражением отношения личности к миру, людям, жизни в целом на основе отношения к себе, самооценки, уровень притязаний - это обобщенное представление о себе, о том, на что претендует, надеется, чего ожидает личность от жизни, чего она хочет и считает, что достойна от нее получить. Уровень притязаний - важная характеристика субъекта и его жизни в целом. Это то, что будет определять социально значимые выборы, то, на чем будет основываться социальная (и политическая) активность, возможность (или невозможность) помещения себя в ситуации с непредрешенным исходом, это основание для формирования человеком себя как "причины себя". Уровень притязаний определяет стратегию личности, ее жизненный путь.
Акмеология понимает субъекта не как идеал, а как постоянное движение к нему путем разрешения личностью жизненных противоречий. Функция субъекта состоит в постоянном стремлением к совершенству и сопутствующем разрешении противоречий расхождения между идеалом и реальностью - в приведении в соответствие целей, притязаний, возможностей личности с объективными требованиями жизни. Для человека как субъекта политической деятельности эта функция (помимо вклада в преобразование и развитие государства и общества) имеет очень большое значение, и реализуется личностью при организации своей жизни в соответствии со своей жизненной стратегией.
Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути - в качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор. Организация жизни - это способность так связать и осуществить дела, ситуации, чтобы они подчинились единому замыслу, сконцентрировались на главном направлении, это способность придать им желательный, определенный ход.
Это проистекает из выбранной жизненной стратегии личности. Понятие "стратегии" разработано в акмеологии К.А. Абульхановой-Славской и подчеркивает регулируемость деятельности в противоположность стихийному, эмпирически случайному способу активности и ее реализации. Оно включает и моменты прогнозирующего развития событий, особенностей, резервов, ресурсов, и существенную логику действования субъекта, которая является оптимальной и для него, и для результативности деятельности. Строя свою жизнь, продумывая ее стратегию, человек, как субъект политической деятельности, обязательно сопоставляет, как его планы вписываются в общее социально-политическое направление (не идут ли в разрез с общемировыми течениями, не встретят ли противодействия и т.п.) и выбирает такие направления своей деятельности и способы ее осуществления, которые будут в русле социально-политических, технологических и экономических тенденций, что повысит результативность всей его деятельности в целом. Таким образом, результативная жизненная стратегия субъекта напрямую связана с его ответственностью.
Становясь субъектом социальной жизни и политической деятельности, человек вырабатывает определенный способ решения жизненных противоречий, осознавая свою ответственность пред собой и людьми за последствия своего решения. Ответственность - это способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их свершения, вплоть до радикального изменения всей жизни. "Ответственность является такой формой активности, которая дает человеку возможность сохранять автономию и возможность проявлять инициативу, то есть целостно и гармонично вписываться в социальный мир".
Ответственность (кроме ее значения в широком смысле) подразумевает и привычку выполнения правовых норм - правовую зрелость. Правовая зрелость позволяет субъекту политической деятельности гармонично, бесконфликтно и эффективно выполнять служебные обязанности, осуществлять свои жизненные потребности и максимально использовать свои права и возможности, данные правом, для достижения своих целей, не выходя за установленные законом рамки.
Все вышеперечисленные характеристики субъектов политической деятельности зависят от уровня активности, автономности и плюралистичности личности, так как человек реализуется как субъект политической деятельности в соответствии с этими характеристикам. Различная степень индивидуальной свободы (автономности), активности и плюралистичности личности обусловливаются степенью образованности и информированности, социальной и профессиональной мобильностью, интенсивностью межличностных и межгрупповых коммуникаций, а также этническими и религиозными факторами и региональной историей.
Социальная активность понимается как интенсивность освоения личностью совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и степень участия человека в развитии общества. Социальная активность предполагает формирование и развитие мотивов, побуждений и условий, стимулирующих включение личности в достижение социально-значимых целей. Именно социальная активность членов общества определяет уровень расширенного воспроизводства материальных и духовных ценностей, а значит, увеличивает возможность для совершенствования личности и общества.
Активный человек (субъект политической деятельности) - это человек:
1) который ощущает свое отличие от других людей, свою особость (понимание того, что данное действие можешь совершить только ты и никто другой, есть важный стимул активности);
2) человек, умеющий радоваться маленьким победам;
3) человек, всегда сохраняющий чувство ответственности за свои поступки и ощущающий себя свободным делать то, что он считает нужным:
"...Если я ничем не отличаюсь от других, если я не идентифицируюсь ни с какой группой, если любые свои поступки я могу, по желанию, атрибутировать либо себе, либо обстоятельствам, или кому-либо "другому" во мне, если, наконец, я вообще не считаю себя свободным совершать какие-либо активные действия - во всех этих случаях такие нравственные регуляторы как вина и стыд действовать не будут".
4) Человек, имеющий желания, превосходящие лишь личные и семейные, включающие также социальные желания;
5) идентифицирующийся с какой-то группой, принадлежность к которой для него важна, которой он гордится, честь и интересы которой готов защищать.
Когда мы говорим о демократическом процессе и участии в нём равноправных субъектов политической деятельности, особенно значимой становится плюралистичность. Плюралистичность - это способность принять точку зрения оппонента, подвергать сомнению свою позицию, так как предметом споров и дискуссий являются обычно не сами факты, а гипотезы и оценки, стоящие за ними. Плюралистичность может рассматриваться через такие психологические характеристики как когнитивная сложность, категоризация.
Л.Я.Гозман и Е.Б.Шестопал выделяют пять факторов, определяющих уровень плюралистичности - незнакомство с отличными от собственных стилем и условиями жизни, отсутствие опыта аномального поведения, не повлекшего за собой санкций окружающих, недостаточный опыт длительных близких отношений, недостаточный опыт принятия самостоятельных решений и несформированность навыка выбора между двумя правильными утверждениями или позициями. Отмечается, что большая часть этих факторов относится к системе обучения и воспитания. Авторы делают предположение, что плюралистичность, как личностная характеристика, формируется в первые годы жизни и достаточно трудно поддается коррекции в зрелом возрасте.
Существует ряд факторов, имеющих социально-культурный характер, которые делают человека способным функционировать в условиях свободы и определяют степень выраженности активности и плюралистичности (см. таблицу 1 "Психологические факторы пассивности и активности субъекта").
Таблица 1
Понятие “политический деятель” шире понятия “политик”, так как имеет своей основной характеристикой влияние субъекта на политические и иные процессы в государстве и обществе, а не только профессиональную принадлежность к политической сфере деятельности.
Политические деятели могут быть: а) “самовольные”, б) “ангажированные”, в) “вынужденные” (ставшие ими ввиду масштабов своей деятельности).
Таким образом, если рассматривать существующую систему политического устройства РФ, то к политическим деятелям мы отнесем:
Вышеперечисленные составляющие являются взаимопроникающими и взаимодополняющими характеристиками и оцениваются интегрально.
Рассмотрим каждый компонент более подробно.
1. Социально-политическая роль личности. Большое значение имеет, в какой социальной позиции находится политический деятель. Очевидно, что наибольшими возможностями для влияния на политический процесс обладают государственные институты, так как они располагают монопольным правом издавать законы, указы, распоряжения, обязательные для всего населения, а также специальным аппаратом принуждения. Это самая выгодная позиция для оказания влияния на процесс принятия политических решений. Но она же и лишает политического деятеля возможности достичь профессионального мастерства в вопросах влияния, так как у него нет необходимости, обладая властными полномочиями, развивать у себя другие возможности влиять на политические процессы и процессы принятия решений.
Здесь необходимо отметить, что влияние может быть открытым и скрытым, кратковременным и долговременным. Долговременное влияние редко бывает открытым. Не всегда очевидный “виновник” общественно-политических и социально-экономических изменений является их автором и первопричиной.
2. Иерархия мотивов и целей.
Играет определяющую роль, во-первых, при самом возникновении стремления (и его степени) к обретению полноценного политического влияния и, во-вторых, при выборе объекта влияния. В этом смысле наибольшие шансы добиться успеха связаны с наличием у политического деятеля истинных надындивидуальных целей, соображений и убеждений.
3. Характерологические особенности.
Базовыми характерологическими особенностями можно считать готовность к риску и инновациям, футурологическую направленность, решительность, высокую степень самоконтроля, внутренний локус контроля, высокие рефлексивные способности, широту взглядов, достаточную степень упрямства в сочетании с эмоциональной подвижностью, гибкостью.
4. Особенности мышления.
Такие, как креативность, способность совершать нестандартные ходы, быстрота реакции; “предпринимательский” тип мышления.
5. Квалификационные возможности.
Включают: прежний опыт работы, наличие управленческого опыта, наличие профессиональных знаний в сфере влияния, знание объекта влияния (индивидуальные психологические особенности и характеристики и т.п.), способность предвидеть и прогнозировать последствия своих действий; владение широкой по диапазону и эксклюзивной по характеру информацией; прикладные знания в различных сферах жизнедеятельности.
Очень важен вопрос о критериях достижения политическим деятелем акме в сфере влияния. Один из основных критериев может быть описан принципом “управляй из любой точки”. Ведь для человека, обладающего действительным мастерством влияния и управления, не имеет принципиального значения позиция, в которой он находится, и кто является официальным автором того или иного управленческого решения, – он в любом случае способен добиться заявленных целей.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, критерием определения акме политического деятеля как влияющего субъекта, может явиться отношение количества осуществленных актов влияния к количеству запланированных с учетом позиции, в которой находился влияющий субъект, сил, противодействовавших данному акту влияния, и последствий принятия того или иного управленческого решения в результате этого влияния. Если данное отношение стремится к единице, то вопрос о достижении данным конкретным политическим деятелем профессионального акме в сфере влияния является правомерным.
Следует обратить внимание, что достижение акме в сфере влияния наиболее возможно, когда описанная выше структура профессиональных возможностей и личностных особенностей в достаточной степени запрашивается социально-политической ситуацией.
Существует множество средств и способов воздействия на власть: забастовки, митинги протеста, апелляции к общественному мнению, лоббирование и т.д. Отдельно можно выделить такой вид субъектов политической деятельности как лоббисты. Лобби – это воздействие юридического или физического лица (чаще всего за плату) на принятие тех или иных решений власти в пользу другого юридического или физического лица.
Лоббисты добиваются финансовых выгод или других льгот для своих клиентов, выполняют роль посредников между какой-то группой интересов и законодателями либо правительством. Лоббисты оказывают часто существенное влияние на формирование политического курса страны. С социально-психологической точки зрения "лоббист" - это социальная роль с четко очерченными функциями и рамками, и успешность лобби в значительной степени определяется тем, насколько хорошо человек усвоил эту роль, и как она "уживается" с другими его ролями.
Коллективные субъекты политической деятельности представляют собой микро- и макрогруппы, объединенные по разным признакам и основаниям: а) неструктурированные и б) структурированные.
Сама по себе политическая деятельность имеет социально-психологический характер - во-первых, она не может существовать вне общества, так как обусловлена фактом включения людей в реальные социальные группы, она детерминирована социумом и влияет на него. Во-вторых, объективная причина ее возникновения - неоднородное общество, наличие различных индивидуальных и личностных интересов у людей. Сочетание этих интересов, групп интересов как раз и формируют группы субъектов политической деятельности. Участвуя в политической деятельности субъект выполняет определенную социальную роль, выступает как представитель какой-либо социальной группы (большой или малой), например, как гражданин, член партии и т.п.
Мы вправе рассматривать и каждого отдельного человека как субъекта политической деятельности и одновременно групповые субъекты политической деятельности, предполагая в след за другими учеными (Г.М.Андреева, Г.Г.Дилигенский и др.), что основные структурные компоненты индивидуальных субъектов политической деятельности восходят к структурным компонентам психологии личности и воспроизводятся в психологии групп.
Субъектами политической деятельности являются одновременно и личность и большие (функционирующие в макросоциальных масштабах) группы, представляющие собой социально-психологические общности. Причем группа как социально-психологическая общность не обязательно совпадает с группой выделяемой на основании объективных социально-экономических критериев: место в системе производства, уровень доходов, правовой статус и т.д. Например, класс или слой может быть, но может и не быть социально-психологической общностью. Объединение на макросоциальном уровне может, во-первых, стимулироваться не социально-культурными нормами, групповыми "предписаниями" или общими идеями, но непосредственно переживаемыми актуальными потребностями людей. И, во-вторых, может быть только объединением во имя вполне конкретных, осязаемых общих целей - это могут быть проблемы жизненного уровня или доступности образования, экологии, здравоохранения, условий труда или организации городской жизни - во всех случаях именно решение данной конкретной проблемы выступает как мотив психологического и практического объединения.
Коллективные неструктурированные субъекты политической деятельности
Неструктурированные коллективные субъекты политической деятельности - значит, формально не организованные, не имеющие правового свидетельства своего существования, объединенные временно, в силу обстоятельств, на основании общих актуальных потребностей - это социально-психологические общности.
С точки зрения западноевропейской социальной психологии, межгрупповые отношения недопустимо сводить к межиндивидуальным, они детерминируются положением группы как коллективного социального субъекта в системе отношений с другими группами. Группа рассматривается не как сумма, а как качественно своеобразное целое. Индивид здесь - носитель системного качества, которое принадлежит всей группе. Группа как психологическая общность определяется через сопоставление с другими группами, её характеристики раскрываются в системе межгрупповых отношений.
То есть не столько объективное взаимодействие реальных социальных групп (в которое входят и их представления друг о друге), сколько формирование самих по себе представлений о процессе и результатах взаимодействия этих групп (в том числе, при каких условиях поведение индивида разворачивается по логике межгруппового, как представителя группы).
"Группа (по Тажфелу) - когнитивная реальность, значимая для индивида в данный момент". По аналогии с определением Эмерсона (историк): "Нация - совокупность людей, которые чувствуют, что они составляют нацию".
Компоненты групповой общности (по Тажфелу):
Компоненты групповой общности не всегда представлены все и в равной степени, но непременное психологическое условие возникновения и существования группы - высокий уровень совпадения и единообразия профиля (1), (2) и (3) у членов группы. С этой точки зрения, нет разницы между вымышленной и реальной группами.
Процесс образования группы (по Тажфелу):
Одной из главных движущих сил современного прогресса являются массовые демократические движения. Они состоят из разнородных политических сил, как правило, основываются на коалиционных принципах. К ним относятся молодежные, женские, антивоенные, экологические движения. Цели этих движений различны. Одни касаются острейших глобальных проблем современности – экологические движения, другие – специфических проблем (скажем, молодежные движения ставят проблемы образования, трудоустройства молодежи.
Профсоюзы – самая массовая организация в современном мире. Это общественная организация, которая объединяет работников наемного труда одной профессии или одной отрасли производства. Главная задача их – защищать экономические и социальные интересы своих членов.
Субъект политической деятельности - СМИ.
Огромную роль играют в политической организации общества СМИ, которые часто называют "четвертой властью". Государственная власть всегда стремится контролировать СМИ, так как через них может не только влиять на коллективное сознание, но и направлять поведение масс. СМИ являются важным субъектом политической деятельности, оказывая серьезное влияние на политическую деятельность общества.
Определенную роль в политической системе общества играют религиозные конфессии.
Религия и политика на протяжении многих веков, так или иначе, соприкасались друг с другом. Это объясняется прежде всего тем, что религия опирается на большие массы верующих, это – форма общественного сознания. Политика тоже связана с огромными массами населения. Эти два явления общественной жизни пересекаются неизбежно. Церковь всегда стремилась воздействовать на политические взгляды и политическое поведение масс, на политические движения. Это весьма серьезный фактор, который сегодня нельзя не учитывать при решении важнейших политических задач в обществе.
Для структурированных и неструктурированных коллективных субъектов политической деятельности в равной степени действуют все социально-психологические феномены группообразования, развития; все межгрупповые и внутригрупповые феномены, которые подробно рассмотрены и изучены в отечественной (Г.М.Андреева, Г.Г.Дилигенский, Б.Д.Парыгин и др.) и зарубежной социальной психологии, в том числе:
Государство и гражданское общество
Отдельно следует выделить макросубъекты политической деятельности - государство и гражданское общество. Государство можно определить как социальную организацию, обладающую властью над людьми, проживающими на определенной территории, и ставящую главной своей целью решение общих проблем, обеспечение общего блага при сохранении порядка. Главным отличительным признаком государства является монополия на власть, на принуждение. Главное назначение государства – регулирование общественных отношений.
Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские концепции гражданского общества развивали выдающиеся мыслители XVI–XVIII вв.: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и др. Однако классики политической мысли не разграничивали понятия гражданского и политического общества и отождествляли гражданское общество с государством.
Среди философов прошлого Гегель одним из первых предпринял попытку разграничить термины "гражданское общество" и "государство". Гегель также развил содержание понятия гражданского общества, рассматривая его не только как совокупность индивидов и отношений между ними, но и как сферу деятельности различных социальных институтов: товариществ, общин, корпораций.
Необходимо отметить, что в науке пока нет единого толкования самого понятия гражданского общества. Здесь доминируют две точки зрения. Одна из них, идущая от раннелиберальной традиции, основывается на самоценности индивидуальной свободы, личной независимости, суверенитете личности, абсолютизации института частной собственности. В такой трактовке составляющие основу гражданского общества свободные индивиды обычно ставятся выше общества и государства. В этой связи необходимо отметить, что каждый человек, включенный в систему общественных взаимосвязей, воплощает в себе как индивидуальные, так и общественные свойства, т.е. представляет собой единство отдельного и общего. Поэтому трактовки гражданского общества, базирующиеся на полном противопоставлении индивидуального общественному, применительно к современной эпохе можно признать устаревшими.
В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой гражданское общество понимается, по определению К.С.Гаджиева, как "система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей". Похожее определение дает и Г.Г.Дилигенский: "Гpажданское общество - совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти (организации и движения могут противостоять власти, сотрудничать с ней и действовать на параллельных плоскостях) и способных на нее воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов (акторов)".
Гражданское общество как целостная социальная система имеет очень сложную структуру, которая включает в себя всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Базовыми структурными элементами гражданского общества являются независимые от государства социальные институты, реализующие индивидуальные и коллективные потребности людей, а необходимое условие функционирования гражданского общества - существование определенного типа личности - индивидуальных субъектов политической деятельности, основные характеристики которых были даны выше.
Необходимо подчеркнуть, что институциональная структура гражданского общества не может представлять собой какой-либо завершенной конструкции в силу безграничного многообразия и подвижности человеческих интересов, группирующихся в бесконечной, разнонаправленной сети социальных ячеек общества. К основным институтам гражданского общества можно отнести, во-первых, различные негосударственные экономические, коммерческие и финансовые ассоциации; во-вторых, политические организации и объединения, не входящие в государственную систему и не обладающие властными функциями; в-третьих, ассоциации социальные с их разнообразным спектром целей и обилием форм; в-четвертых, организации социокультурные: семья, религиозные конфессии, религиозные и этнические общины, независимые средства массовой информации, различного рода научные и творческие сообщества, клубы, организации по интересам и т.д. Рассматривая политическую субъектность, Хабибулин и Рахимов делают акцент на ведущей роли того или иного субъекта и выделяют такие субъекты политической деятельности как: государство, политические и финансовые элиты, партии, группы давления, промышленные и финансовые компании и т.д.. Существуют и другие различные классификации субъектов политики (политической деятельности).
Гражданское общество как самостоятельная форма социальной организации не может нормально функционировать без государства, которое по отношению к гражданскому обществу выступает как управляющая подсистема, призванная противодействовать обострению социальных конфликтов, дезинтеграции, хаосу. В то же время гражданское общество является не только объектом управления со стороны государства, но и самоуправляемой подсистемой.
Таким образом, гражданское общество и государство можно рассматривать как два различных института социальной интеграции или, говоря философским языком, – две противоположных стороны единого социального организма. Это два макросубъекта политической деятельности, которые включают в себя другие коллективные и индивидуальные субъекты политической деятельности. Следует также подчеркнуть, что в реальной жизни разделение гражданского общества и государства достаточно условно. Оба эти понятия соотносительны, и полное их противопоставление возможно лишь в целях научного анализа, поскольку в реальной действительности контуры государственного и социального пространства совпадают, а в обществе не существует сфер, в той или иной степени не испытывающих на себе влияния государства.
Все субъекты политической деятельности включены в нее по-разному, различна и степень их активности в этом взаимодействии, место и роль в политической системе. Политическая система - это универсальная управляющая система общества, связанная политическими отношениями, которая регулирует взаимодействия между всеми субъектами политической деятельности, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти. В самом широком смысле в это понятие включается все, что имеет отношение к политике. Системный подход в анализе политики позволяет представить политическую жизнь именно как систему поведения людей, чьи политические поступки оказывают влияние на политические структуры и институты.
Б.Ф.Ломов считает, что “целесообразно говорить о непосредственной совместной деятельности и опосредованной. Любая индивидуальная деятельность опосредованно совместна. Непосредственной совместная деятельность является только в том случае, если она ограничена технологией процесса производства (то есть продукт не может быть произведен без непосредственного взаимодействия участников)”. И непосредственная, и опосредованная совместная деятельность обязательно включены в систему общественных отношений участников. То же можно сказать и об индивидуальной деятельности, которая "до" и "после", или опосредованно включена в общественные отношения. В связи с этим, в контексте нашего исследования мы можем считать любую деятельность людей совместной политической деятельностью, так как она опосредованно (или непосредственно) включена в общественные отношения.
Строго говоря, любая индивидуальная деятельность является составной частью деятельности совместной (по Б.Ф.Ломову, человек в данном случае выступает как “общественный субъект”). При этом любое проявление жизни общества может быть рассмотрено как совместная деятельность людей. Особенно это относится, по нашему мнению, к политической деятельности. Фактором, объединяющим людей в совместной деятельности и направляющим ее, является общая цель. В политической деятельности общей целью является повышение уровня жизни различных социальных групп и слоев населения, защита интересов государства и общества во внешней политике. Все коллективные субъекты политической деятельности, индивидуальные политические деятели, представители госуправления так или иначе обозначают в качестве базовых именно эти приоритеты и ориентиры. Эта цель связана с перспективами жизни реализующей ее группы людей (субъектов политической деятельности), и она сохраняется на протяжении всего времени осуществления данной совместной деятельности. Различными могут быть пути и способы ее достижения. Важно осознание субъектами политической деятельности, что эта общая цель является достоянием каждого участника политической деятельности, и лишь отражается в сознании у каждого по-разному. Каждый из субъектов политической деятельности может видеть себя в ней по-разному, и, соответственно, иметь неодинаковые представления о тех конкретных действиях, которые он (и его группа) должен выполнить для достижения общей цели. Здесь большое значение приобретает личностный аспект. Включаясь в политическую деятельность люди могут иметь (и обычно имеют) разные индивидуальные цели; случай их полного совпадения - скорее исключение, чем правило.
Поэтому необходимо обратить внимание на то, как на этой основе достижения общей цели соотносится с достижением индивидуальных, как достигается понимание того, что общая цель связана с потребностями общества (такими как экономическое развитие, повышение престижа государства и т.п.) как целостного образования, в которое включен каждый из субъектов политической деятельности. В этом смысле общая цель как бы стоит над целями отдельных личностей, являющихся членами этой общности; личные цели субъектов политической деятельности выступают как производные от общей и должны согласовываться с ней, быть "в одном русле".
В данном аспекте главное - четкое формирование общей цели и уяснение ее субъектами политической деятельности как общей. Это условие является непременным для развития политической деятельности в стране как совместной деятельности для всех ее субъектов. Если общая цель по каким-то причинам не сформирована и не закреплена в сознании субъектов политической деятельности, то политическая деятельность как совместная просто не состоится.
Если же субъект политической деятельности воспринимают ее как совместную с другими субъектами (не смотря на разные пути и способы реализации), то его действия (шаги, поступки) регулируются им с учетом действий других участников политической деятельности и тех преобразований, которые ими осуществляются по достижению общей цели. Таким образом, субъект политической деятельности, осознающий, что цель политической деятельности - общая для всех и воспринимающий политическую деятельность как совместную, как бы "подстраивает" совершаемые им действия (шаги, поступки) к действиям других субъектов. Такой субъект обладает развитой гибкостью в выборе способов реализации намеченных целей, активностью и плюралистичностью, но при этом способен "держать цель". Он понимает, что каждый участник политической деятельности вносит в нее свой уникальный опыт, и не склонен жестко отстаивать только свои взгляды. Благодаря такой позиции среди многих субъектов политической деятельности возможности достижения общей цели как бы умножаются, образуется "общий фонд", которым может пользоваться каждый, возрастают возможности творческого решения задач. Именно поэтому очень важно осознание субъектами политической деятельности ее как совместной деятельности. Оно достигается в процессе формирования субъект-субъектных отношений.
С социально-психологической точки зрения важно то, как именно люди будут реализовывать свои интересы и достигать своих целей. Это "как" представляет собой совокупность социально значимых поступков и осуществляемых выборов, дающих в сумме определенное поведение, а именно - социальное поведение.
Для оптимизации политической деятельности важно выделить факторы, определяющие социальное поведение людей, оказывающие наибольшее влияние на результаты политической деятельности в целом.
<< На Главную
"От Автора"
Содержание
Далее >>
© Copyright_ Комарова Светлана Львовна